Как научиться
управлять дыханием и зачем

Практика
|  19 августа 2016

Когда я была маленькой, мы с друзьями играли так: набирали в легкие как можно больше воздуха и задерживали дыхание до тех пор, пока не становилось совсем невмоготу. Нам было весело. Мы не понимали, что испытываем величайшую силу, данную нам природой, – дыхание.

Мы воспринимаем способность дышать как должное. Редко задумываясь о воздействии, которое оно может оказывать на нас, каждый интуитивно понимает его мощь. Дыхание – жизнь, и это находит свое отражение в языке повседневности. Как часто, разрешив проблему, мы говорим, что «вздохнули с облегчением». Мы советуем разгневанному другу «сделать 10 глубоких вдохов» перед тем, как предпринять какие-то действия. Привычные поговорки несут самые сложные и точные истины. Согласно данным, опубликованным в американских научных журналах, спокойное глубокое дыхание понижает кровяное давление и удерживает его в норме на протяжении получаса.

Важность дыхания трудно переоценить. На курсах будущих мам обучают дыхательной технике, облегчающей боль во время родов. Нам рекомендуют глубоко дышать в стрессовых ситуациях, перед экзаменами или публичными выступлениями. Дыхание становится ключевым моментом практически любой медитации. Большинство школ хатха-йоги уделяют ему особое внимание – ведь в процессе сосредоточения на дыхании мы концентрируемся на настоящем. Следить за вдохами и выдохами без того, чтобы пребывать в настоящем моменте, практически невозможно.

В йоге много внимания уделяется наблюдению за дыханием и управлению им. Дыхательная практика, называемая пранаямой, упоминается в древнейшем трактате Йога-Сутрах Патанджали как одна из восьми ступеней йоги. Санскритское слово «прана» обозначает не только дыхание, но и жизненную энергию, которая заполняет всю Вселенную, а «яма» – обуздание, контроль. Во время практики пранаямы задействованы органы дыхания, однако процесс вдоха и выдоха не является ее сутью. Йогины используют техники пранаямы для того, чтобы вдохнуть, распределить и накопить жизненную энергию таким образом, чтобы этот процесс способствовал их дальнейшему внутреннему развитию.

Хотя описание отдельных техник в трактате Патанджали не приводится, он рассматривает пранаяму как один из наиболее важных инструментов трансформации человека. В сутре 1.34 Патанджали говорит о том, что цель йоги – «прекращение колебаний сознания» – достигается путем контроля над «выдохом и задержкой дыхания».

Одно из немногих высказываний Патанджали о пранаяме порой ставит учеников в тупик. В сутре 2.49 он говорит о том, что приступать к практике пранаямы следует после того, как адепт в совершенстве овладеет асанами. Что бы это могло значить? Слово «совершенство» вызывает у многих учеников отрицательную реакцию. В начале практики нас учат, что такого понятия просто не существует, что процесс бесконечен: каждый раз мы заново открываем для себя позы, каждый раз они учат нас чему-то новому.

Чтобы лучше понять Патанджали, нужно определиться со смыслом, вложенным в слова «асана» и «совершенство». Асана обозначает не только позу, но и сидение. В сутре 2.46 Патанджали говорит о том, что асана должна быть одновременно «устойчивой и удобной». Поэтому его призыв означает: мы должны уметь сохранять устойчивое и удобное положение, медитируя в позах сидя, таких как Падмасана (поза Лотоса). Для новичков это может оказаться непосильной задачей, поэтому я рекомендую в течение первых двух лет практиковать пранаяму в положении лежа. Это позволяет ученикам чувствовать себя стабильно и комфортно, не отвлекаться на необходимость раскрытия грудной клетки и вытяжения позвоночника.

Как мы дышим

Знание физиологии дыхания помогает понять, почему пранаяма способна преобразить человека. Естественный процесс, автоматически совершаемый нами ежесекундно, имеет сложный механизм и включает три стадии. На первой из них кислород, попадая в организм и продвигаясь через мембраны легких, попадает в кровь. Одновременно с этим углекислый газ, остаточный продукт метаболизма, двигается в обратном направлении и при помощи выдоха уходит из организма. Именно эту первую стадию, внешнее дыхание, мы обычно и считаем единственно возможным способом дышать.

Эритроциты (красные кровяные тельца) переносят кислород по всей кровеносной системе, подготавливая организм ко второй стадии – внутреннему дыханию. На этом этапе живительный кислород, просачиваясь сквозь мембрану эритроцитов, попадает во все остальные клетки организма. После чего осуществляется процесс межклеточного дыхания. На этой, третьей стадии кислород участвует в клеточном метаболизме и используется клетками для роста, восстановления и деления.

Мощное физиологическое воздействие пранаямы древние йоги выявили тысячи лет назад. Современная научная мысль только сейчас подходит к пониманию преимуществ дыхательных практик. Одно обнаруженное мной исследование превозносит достоинства дыхания в положении лежа на спине. Когда мы выливаем воду на пол, она легко разливается по его поверхности. Аналогично дыхание в горизонтальном положении способствует лучшему попаданию крови в ткань легких. Чем больше площадь поверхности, открытой для кислорода, тем больше кислорода может использовать организм вне зависимости от количества вдыхаемого воздуха.

Другое исследование, опубликованное еще в шестидесятые годы, рассказывает о том, что дыхательные техники йоги аналогичны способам, помогающим человеку адаптироваться к разреженному воздуху высоко в горах. Такой эффект можно объяснить тем, что задержка дыхания позволяет легче переносить избыток углекислого газа в организме. Интересно, что работа органов дыхания определяется не уровнем кислорода, а уровнем углекислого газа в крови. Поэтому, если вы сможете без труда перенести увеличение процента углекислого газа в воздухе, ваше дыхание не будет учащаться и вы обойдетесь меньшим количеством кислорода.

Разумеется, древние йоги не объясняли достоинства пранаямы на языке современной физиологии. Согласно их теории, контролируя попадающую в тело прану, мы можем направить ее по энергетическим каналам – нади. Подобно нервам и акупунктурным меридианам, они проходят через все тело. Считается, что по ним течет духовная энергия. Научившись контролировать прану при ее прохождении по нади, мы можем использовать ее для пробуждения кундалини – космической энергии, сосредоточенной в основании позвоночника. Кундалини, поднимаясь вверх по позвоночнику, активизирует энергетические центры – чакры. Йоги верят, что этот процесс в целом пробуждает высшее сознание, глубокое понимание и мудрость. Если, приступая к пранаяме, вы стремитесь узнать и духовную сторону процесса, вам необходимо обратиться к опытному преподавателю.

Духовное пробуждение – стремление благородное. Однако для меня практика пранаямы – это эффективный способ проработки земных проблем, который помогает сбавить обороты и прислушаться к себе. Я дышу и помню о том, что я – это нечто большее, чем задачи, выполняемые мной, чем мои занятия с учениками и мои статьи. Конечно, мне хотелось бы преуспеть в пробуждении кундалини. Но день за днем я просто надеюсь, что смогу раскрыть свое сердце и чувствовать радость от общения с каждым человеком, встреченным на жизненном пути.

Пранаяма как медитация

Один из учеников как-то спросил меня: зачем мы учимся управлять дыханием, ведь это естественный процесс жизнедеятельности организма? Этот вопрос заставил меня задуматься: я поняла, что, хотя дыхание – это естественно, большинство из нас на самом деле не осознают его.

Во время пранаямы ученики варьируют длину вдоха и выдоха и задерживают дыхание. Такая работа превращает дыхание в контролируемый процесс. Именно привнесение осознанности в действие, о котором мы изначально не задумываемся, и сосредоточение внимания на настоящем делают пранаяму духовной практикой.

На обретение полного контроля над дыханием могут уйти годы. Однако для меня главная цель практики заключается не в достижении совершенства. Высшую степень пранаямы я понимаю как способность полного осознания без привнесения контроля: позволить вдоху и выдоху течь, свободно сменяя друг друга.

Чтобы понять, как сложно наблюдать за дыханием, не контролируя его, проведите эксперимент. Примите любое удобное положение сидя или лежа, в котором грудная клетка будет раскрытой, а позвоночник – вытянутым. Закройте глаза и начните наблюдать за дыханием. Как только ваше внимание сосредоточится на нем, вы, скорее всего, начнете участвовать в процессе, стараясь его изменить. В стремлении контролировать дыхание проявляется эго. Оно пытается подчинить себе все, что доступно его воприятию. Итак, конечная цель – способность полностью осознавать дыхание, не вовлекая в процесс наше эго. Проведите этот эксперимент – он откроет вам то, о чем вы не подозревали, научит смирению.

Осознание дыхания – ядро медитации. Любая медитация начинается с простых дыхательных упражнений. Дыхание – вот идеальный объект для медитации: оно непрерывно и постоянно, неважно, спим мы, находимся в движении или сидим. Исключительно чувствительный барометр, измеряющий реакции на внешние и внутренние раздражители, дыхание являет собой вечную фоновую мантру и служит напоминанием о нашей связи с энергией Вселенной. 


Фото: aerialtheyogi/instagram.com
Рассказать друзьям:
Печатать

 
Подпишись на новости от Yoga Journal
и получи скидку в магазине
-10%
Нажимая кнопку «Подписаться», я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности
21947
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход