Когда вегетарианство вредно? Ловушки «правильного питания».
Когда вегетарианство вредно, как пищевой рацион человека связан с его уровнем развития, как менять свои пищевые привычки без вреда для здоровья и какое питание будет здоровым именно для вас – читайте в статье врача, йоготерапевта Андрея Лобанова.
Правильное питание в современной медицине
Подход к правильному питанию, которого придерживаются современные диетологи, основан на представлении о человеке как биологическом организме, главной структурой которого является физическое тело.
Согласно этому представлению, пища – это главный источник энергии, и она должна иметь сбалансированный состав: белки, жиры, углеводы, а также минералы и витамины.
Физиологическая энергетическая ценность пищи (количество энергии, которое получает организм при её потреблении) измеряется в калориях.
Сколько калорий необходимо, каким должен быть рацион – эти стандарты правильного питания определяются для среднестатистического человека, исходя из нескольких основных параметров – вес, рост, возраст, пол, род занятий (физический или интеллектуальный труд). Также измеряется содержание тех или иных веществ в крови, делаются различные функциональные тесты и дополнительные исследования.
На основе этих данных рассчитывается необходимое количество калорий для разных групп людей – молодых и пожилых, мужчин и женщин, делаются выводы о том, что, как и сколько должен потреблять человек, чтобы быть здоровым.
То есть, выводятся усреднённые показатели, которые считаются нормой. Если при обследовании человека результаты анализов и тестов отличаются, то назначается соответствующее питание, чтобы привести показатели в норму.
Человек – то, что он ест: пищевой рацион и развитие человека
Современная медицина в понятие здоровья закладывает очень узкий круг параметров, в основном, биологических, и не принимает во внимание важнейшие категории, определяющие состояние здоровья и пищевые потребности человека, вид, качество, количество необходимой ему пищи:
- уровень развития человека, его энерго-информационное взаимодействие с окружающим миром;
- сложное устройство человека, который является не только биологическим организмом, но также социальным и духовным существом;
- информация (сознание), заложенная в человеке, её уровень и качество, а также состояние структур человека – носителей информации;
- информационное содержимое пищи и его влияние на человека, его здоровье и развитие.
Человек – сложная, многомерная система, состоящая не только из физического тела, но и из других структур, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Эти структуры представляют собой материальные носители – физический, ментальный, пранический, каузальный, на которых развернута соответствующая им информация – сознание. Качество и уровень информации, которая присутствует на этих носителях, определяют уровень развития человека.
От того, какая информация поступает в систему человека извне, в том числе через пищу, которая также является носителем информации, зависит состояние человека - физическое, психологическое, ментальное, энергетическое.
Информация в разных средах, носителях и состоянии материи проявлена по-разному. В природе существует три состояния материи – тамас (инертное), раджас (возбужденное, активное) и саттва (равновесие). В йоге и ведической традиции пища делится на три вида в соответствии с гуннами. От состояния материи как носителя информации.
Доступность информации для взаимодействия в каждом из этих состояний носителя тоже разная. Передавать информацию без искажений способны отстроенные, равновесные системы.
Близкая по вибрации информация резонирует и притягивается. Она удерживается на определённом материальном носителе, если их вибрационные характеристики соответствуют друг другу.
Если информационное содержимое пищи соответствует информации, присутствующей в системе человека, то она будет органично встраиваться в её структуру, если нет – пища будет вызывать дисбаланс в системе, загрязнять и тормозить её развитие.
Например, если по развитию человек находится в тамастическом состоянии, то поедание саттвической пищи для него не будет полезным, и информация, содержащаяся в этой пище, не будет восприниматься его системой.
Иными словами, если человек ест не соответствующую его уровню развития пищу, она не будет усваиваться, и организм будет её отторгать. И люди с разным уровнем развития нуждаются в разной пище.
По естественному для человека питанию, не связанному с модой или идеей, можно судить о его уровне развития.
Мясоедение: жизнь за счет смерти
Информация, присутствующая в живых существах, которые используются человеком в пищу, сохраняется после их убийства. Животные близки человеку по эволюционной лестнице и передают свою информацию вместе с вещественным составом при употреблении в пищу. Растения по эволюционной лестнице находится ниже, и их информации труднее попасть в систему человека, а вещественный состав легко и без труда встраивается в организм.
По этой причине, например, вирусы животных передаются человеку, тогда как вирусы и болезни растений для него безвредны. Информация, накопленная животным в течение жизни и, в том числе, перед смертью, все его страхи, агрессия, все это попадает в человеческий организм.
Важный рубеж эволюционного развития человека – переход на способ жизни, которая не поддерживается за счёт убийства близкородственных существ.
То есть, необходимо трансформировать программы, связанные с насилием, выживанием и получением энергии за счёт убийства, и разорвать сформировавшуюся животную пищевую цепочку. В этом случае становится возможной ментальная и энергетическая трансформация, позволяющая усовершенствовать все человеческие структуры – физические, энергетические, ментальные, программные.
Тогда человек не будет смотреть на животный мир – братьев наших меньших – сквозь прицел ружья, воспринимая их как пищу, пробуждающую инстинкт убийства.
От убийства животного до убийства человека один шаг. Инстинктивные животные программы убийства для выживания и личной пользы как привычный способ существования легко переносится на человеческое общество. Многочисленные войны и преступления - следствие этих программ. Пока человек живёт по этим установкам, он мало чем отличается от представителей животного мира, но превосходит их беспощадностью, убивая не только вынужденно, ради выживания, но и ради удовольствия, ради самого процесса.
Мясное убойное чревоугодие – большой человеческий порок.
Во многих культурах сохранились знания о том, как с помощью специальных ритуалов обрабатывать пищу убитых животных для её очищения от вредоносной информации: у евреев – кошерная пища, халяльная – у мусульман (кровь животных рассматривается как информационная среда). Ритуалы подношения пищи божествам существовали у древних славян.
Почему появились эти ритуалы?
Возможно, сотворение человека и его жизнь в раю – это эксперимент высшей силы, в котором человек был некой лабораторной моделью. Познание человеком двух сторон жизни – добра и зла – нарушило эксперимент, в результате чего человек потерял приближенность к высшей силе и был изгнан из рая, где он жил в стерильных лабораторных условиях, имея всё, что нужно, и где не было необходимости выживать, бороться за ресурсы и убивать, чтобы есть. Когда эксперимент закончился, человек попал в естественную природную среду, где был предоставлен сам себе и вынужден был выживать, проходить эволюционную лестницу развития самостоятельно, без помощи «старших товарищей». Это привело его к необходимости делать выбор и нести ответственность за свои поступки в жизни, и возможно, в этом заключается дар Божий – самому начать творить свою жизнь и жизнь доверенной ему планеты.
Так или иначе, отлучение от рая стало для человека понижением в статусе, и ему пришлось опуститься до употребления в пищу убитых животных. Тогда и были созданы способы хоть как-то инактивировать разрушительное действие убойной пищи через специальные обряды и ритуалы, сохранившиеся до наших дней.
А как же белок?
Отдельно стоит коснуться утверждения о том, что человеку необходимо есть мясо, так как в только нём содержатся незаменимые аминокислоты, участвующие в синтезе белков. Законно напрашивается вопрос – откуда тогда берут белок травоядные животные?
В 1947 году профессор М.И.Волский высказал гипотезу о том, что не только бактериально-грибковые организмы способны усваивать азот и синтезировать аминокислоты и белки, но также и организм человека и животных может усваивать азот воздуха и производить белок. Исследования М.И. Волского описаны в монографии «Новая концепция дыхания», четвёртое издание которой вышло в 1961 году.
Эти исследования дают основания заявлять, что азот воздуха – не индифферентный газ и разбавитель кислорода, как считается в современном научном мире, а активное биологическое и биохимическое вещество, необходимое для жизни человека, животных и растений.
Согласно его гипотезе и подтверждающим её исследованиям, усвоение азота воздуха происходит с помощью эритроцитов крови – он адсорбируется в лёгких в процессе дыхания, и в эритроцитах происходят биохимические процессы синтеза аминокислот, их депонирование и транспортировка по всему организму.
Это предположение было высказано ещё в 1913 году И.М. Сеченовым, который открыл существование разницы в содержании азота в артериальной и венозной крови. Так, в артериальной крови на 100 объемов содержится 1,61% азота, а в венозной крови на 100 объемов – 1,34 % азота. Это даёт основание предположить, что за сутки через дыхание в кровь поступает 18 грамм азота или 112 грамм белка.
Ещё один источник белка в системе человека – микроорганизмы и грибковые соединения в дыхательной системе человека, которые также синтезируют белок.
Если человек интенсивно вводит в организм белки извне, то функция синтеза белка организмом остается невостребованной. По мере очищения организма и развития человека, его сознания (информации), которое приводит к уменьшению потребления животной пищи, эта функция включается и активизируется.
Профессор М.И.Волский разрабатывал эту глобальную для эволюции человечества проблему почти в одиночку, на свои средства и в условиях серьёзного противодействия со стороны многих советских ученых.
Подобные новаторские идеи высказывал советский физик И.Л. Герловин в теории об энергии физического вакуума. В ней заложена идея ещё более смелая, чем предположение об участии азота воздуха в синтезе аминокислот и белка.
Согласно этой теории, в структуре человека заложен механизм преобразования и использования энергии физического вакуума для своей жизнедеятельности, а значит, и возможность обходиться без еды и даже воздуха:
«Есть экспериментальные основания считать, что энергия физического вакуума широко используется живой природой, в частности, человеком. В этой связи уместно заметить, что пища – это основной строительный материал, а не основной источник энергии человека. Человек использует пищу как запасной источник энергии в экстремальных случаях, когда расход энергии выше среднего». (И.Л.Герловин, «Основы единой теории всех взаимодействий в веществе», Ленинград: Энергоатомиздат, 1990, стр. 308).
Эта теория объясняет комплексное воздействие пранаямы на человеческую систему: дыхательные практики йоги как раз пробуждают этот механизм. Затрудняя дыхание и ограничивая поступление кислорода с помощью специальных техник, мы затрудняем получение энергии через биохимические процессы и тем самым активизируем механизмы прямого взаимодействия с жизненной силой (праной).
Культ еды как фундамент экономики
В современном обществе потребления отсутствуют знания о человеке и мире как едином духовном пространстве. При том, что информации об этом очень много, она присутствует лишь на уровне ума, идей и концепций, а реального знания – той самой связи с природой – нет, она потеряна.
Еда стала источником удовольствия прежде всего, а не тем, чем она была у мудрых: «Едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть». Эта формула для современного человека потеряла свою актуальность. Культ еды отражается во всём, достаточно посмотреть содержание телевизионных передач со всевозможными кухнями и поварами.
Чревоугодие, зависимость от еды и от удовольствия, которое она приносит, – очень нелегко преодолимый порог для человека, вставшего на путь развития, и естественно, большинство людей, погруженных в этот порок, будут его страстно защищать.
Опять же, на всех человеческих пороках в современном обществе делается серьёзный бизнес. Экономика целых стран строится на пристрастии людей к употреблению убойной пищи. Порвать эти цепи и освободиться очень нелегко, но возможно.
Кармическое питание
При том, что большинство людей в мире является мясоедами, всё популярнее становятся альтернативные системы питания – вегетарианство, веганство, сыроедение и всевозможные виды диет, и не утихают споры о том, насколько они полезны или вредны.
Как выбрать же оптимальный для себя вид питания?
Питаться человеку нужно в соответствии со своим уровнем развития. Можно вывести термин «кармическое питание».
Если человек предрасположен к агрессии, и всевозможные страхи заполняют его подсознание, в нём преобладают низшие инстинкты, и всё это реализуется в соответствующей деятельности и социальной роли, то он будет склонен к соответствующей пище, которая его будет полноценно питать и поддерживать его уровень развития. Это будет его кармическим питанием. Вегетарианство для него не подойдет и будет вредно.
Если, например, следуя моде на вегетарианство, он заставит себя отказаться от убойной пищи, и при этом не будет развиваться психически и ментально, то это будет подавлением естественной потребности, и его надолго не хватит. Срыв обязательно последует, и он вернётся к своему привычному рациону, а в его организме могут возникнуть нарушения из-за недостатка той информации, которая ему присуща.
Следование вегетарианству лишь как идее, без развития в других сферах – психической, ментальной и духовной, не соответствует принципу естественного развития, и будет скорее вредным, чем полезным. Это касается и любой другой из многочисленных концепций правильного, здорового питания, если переход на неё происходит через насилие над собой и подавление естественных потребностей, когда ни физические, ни ментальные, ни психоэнергетические структуры к нему не готовы.
Изменения в питании должны происходить не в соответствии с идеей или модой на вегетарианство или здоровый образ жизни, а в результате конкретных шагов на пути развития – прежде всего, очищения, как физического, так и психического, метального.
Если вы чувствуете потребность изменить питание – не насилуйте себя отказом от мяса или других продуктов, которые считаете вредными, но которых вам очень хочется. Начните именно с очищения.
В классической йоге для очищения физического тела применяются шаткармы. Избавление от загрязнений, шлаков вызывают изменения в организме, и пищевые потребности меняются естественным образом – появляется желание поддерживать эту чистоту, обретённую собственными усилиями, и больше не хочется загрязнять себя пищей, содержащей вредную информацию.
Пратика асан и пранаям помогает поддерживать это состояние, а также даёт дополнительную энергию, приводит в равновесие психофизические и энергетические структуры.
Практика шаучи – чистоты ментальной – повышает чувствительность восприятия и позволяет освободиться от агрессии, зависти, жадности и других негативных психических программ.
В некоторых школах йоги переход на вегетарианство является необходимым условием практики, ставятся довольно жесткие требования, особенно для преподавателей йоги. В моём понимании, переход на вегетарианство должен произойти естественно, в процессе изменений, которые несёт сама практика йоги.
Йога как система саморазвития помогает успокоить ум, избавиться от зависимостей, в том числе пищевых, развить осознанность тела, а главное – восстановить утраченную связь природой, целостность и единство с миром. Тогда отказ от убойной пищи произойдёт не под влиянием идеи о пользе вегетарианства, а как естественная потребность нового уровня развития, на который переходит человек.
Андрей Лобанов – основатель авторской школы йоги, ректор и ведущий преподаватель классической йоги и традиционных систем оздоровления ЧУ ДО «Традиция», ведет курсы раджа-йоги, психической саморегуляции, медитации. Статья из блога «Беседы с мастером» на сайте www.yogamaster.ru.
Фото: istockphoto.com