С чего начинается йога

Отрывок из книги Т.К.В.Десикачара «Сердце йоги» о самых важных принципах построения асан — в помощь тем, кто только начинает заниматься или возвращается к практике после перерыва.

Принципы практики асан. Во время занятий мы концентрируемся на теле, дыхании или уме. Наши чувства рассматриваются как часть ума. Хотя теоретически возможно, чтобы тело, дыхание и ум функционировали независимо друг от друга, цель йоги в том, чтобы объединить их работу. Люди в основном воспринимают йогу в виде её физического аспекта. Они редко замечают, как мы дышим, как мы ощущаем дыхание и как мы согласовываем своё дыхание с движениями тела. Люди склонны обращать внимание только на нашу гибкость и подвижность. Некоторых интересует, как много асан мы освоили или сколько минут мы можем простоять на голове. Но самое важное — не эти внешние проявления, а то, как мы ощущаем позы и дыхание. 

Правила, которым мы следуем, появились много веков назад и разрабатывались многими поколениями великих учителей йоги. Эти правила детально объясняют асаны, дыхание и то, как они связаны между собой. Они также содержат руководство по пранаяме — дыхательным техникам. Что такое асана? «Асана» переводится как «поза». Это слово происходит от санскритского корня «ас» — «оставаться», «быть», «сидеть» или «находиться в определённом положении». Согласно «Йога-сутрам» Патанджали, асана должна иметь два важных свойства: стхиру и сукху. «Стхира» означает постоянство и бдительность. Под «сукхой» понимается способность чувствовать себя в той или иной позе комфортно. 

Во время выполнения позы одинаково необходимы оба этих качества. Если мы сидим со скрещенными ногами, чтобы сфотографироваться, а потом скорее вытягиваем их, потому что они болят, тут нет ни сукхи, ни стхиры. Если мы даже достигли устойчивости и бдительности (стхиры), но у нас ещё нет удобства и лёгкости (сукхи), то этого тоже недостаточно. Нам нужно и то, и другое. Принципы практики асан должны сохраняться на протяжении определённого периода времени. Если не хватает хотя бы одного из них, значит, то, что мы делаем, — это не асана. Принцип йоги, о котором мы говорим, соблюдается только тогда, когда со временем мы начинаем выполнять асану сосредоточенно и спокойно.

Начать оттуда, где мы находимся. Если поза или движение причиняет нам неудобство, то трудно думать о чём-то, кроме этого неудобства. Например, мы сидим со скрещенными ногами и думаем только о боли в напряжённых лодыжках. В это время мы на самом деле ещё не выполняем ту асану, которую пытаемся выполнить. Очевидно, что мы не готовы к ней. В этом случае лучше начать с чего-то более лёгкого. Эта простая идея лежит в основе всей практики йоги. Если мы практикуем асаны в порядке возрастания сложности, мы постепенно достигаем всё большего спокойствия, бдительности и ощущения общего комфорта.

 Если мы хотим воплотить этот принцип практики асан в жизнь, то нам нужно принять себя такими, какие мы есть. Если у нас напряжена спина, мы должны это признать. А может быть, у нас хорошая гибкость, но мы слишком поверхностно дышим. Или с дыханием всё в порядке, но у нас есть какие-то проблемы со здоровьем. Бывает, что в асане мы чувствуем себя комфортно, но ум блуждает где-то совершенно в другом месте. Это тоже не практика асаны. Обрести необходимые для асаны качества можно только после того, как мы осознаем свой начальный уровень и научимся принимать его.

Читайте также