Любовь с большой буквы

Вы бы хотели, чтобы вас любили безусловно – таким, какой вы есть, без каких-либо усилий с вашей стороны? Хотели бы, чтобы вас полностью принимали – безоговорочно, со всеми слабостями и недостатками? Так, чтобы вам не приходилось что-то скрывать, за что-то извиняться и постоянно пытаться казаться лучше?

Мы все мечтаем, чтобы нас любили и ценили по-настоящему, но сами себе в этом отказываем. Проблема в том, что, когда мы себя не любим и не ценим, влачим безрадостное существование и не способны подарить безусловную, безграничную любовь окружающим. И что совсем грустно, не позволяем никому нас так любить, потому что не считаем, что достойны этого.

Безусловная любовь становится достижимой благодаря культивации четырех состояний ума, известных как брахмавихары, а именно дружелюбия, или любящей доброты (метты), сострадания (каруны), сорадования (мудиты) и равностного отношения (упекхи). Они представляют собой четыре качества истинной, чистой любви, Любви с большой буквы. И Патанджали, автор знаменитых «Йога-сутр», и Будда в своих учениях говорили о важности данного аспекта духовной практики.

Покой ума

В переводе Свами Сатчидананды, сутра 1.33 из «Йога-сутр» звучит так: «дружелюбный к счастливым, сострадательный к несчастным, почитающий добродетельных и не порицающий порочных, ум пребывает в невозмутимом спокойствии». Согласно Сатчидананде, эти четыре подхода являются ключами к достижению безмятежности ума: «Применив в своем отношении к человеку верный ключ, вы сохраните душевный покой». Культивация четырех брахмавихар связана с ограничением и пресечением викшепы – тенденции ума блуждать и отвлекаться на внешние объекты, о которой говорит Патанджали. Когда наш ум постоянно мечется, пытаясь вынести оценку – зачастую неверную – действиям окружающих, результатом является потеря внутреннего равновесия. Брахмавихары устраняют эту проблему, помогая достичь определенности и тишины в мыслях.

Доброжелательно относясь к счастливым людям, мы не позволяем возникнуть чувствам ревности и зависти. Встречаясь со страданием, мы должны стремиться оказать посильную помощь, в том числе и ради самих себя. «Наша цель – сохранение покоя ума. Принесет наше милосердие практические плоды или нет, для нас оно уже является благом», – утверждает Сатчидананда.

Когда чужие добродетели вызывают в нас радость и восхищение, мы берем их за образец для подражания. И, наконец, традиция классической йоги учит беспристрастно относиться к людям, ведущим себя, на наш взгляд, недобродетельно. Нередко мы увлекаемся суждением и порицанием тех, кто, как мы считаем, выбрал ошибочный путь. Разве можно при этом сохранить безмятежность ума! В комментариях к учению классической йоги говорится, что йогину не следует отвлекаться от собственной практики, чтобы пытаться переделать тех, кто не хочет слушать советы. «Если вы будете наставлять их, то утратите мир и покой», – замечает Сатчидананда.

Любовь без границ

Многие современные йогины интерпретируют сутру 1.33 более широко. Преподаватель буддийской медитации и йоги Чип Хартранфт трактует ее следующим образом: «Сознание успокаивается, когда доброжелательность, сострадание, сорадование и равностный подход распространяются на всех без исключения – друзей и врагов, близких и чужих». Такое прочтение в принципе характерно для буддийской традиции, в которой делается акцент на взаимоотношениях с социумом и взаимосвязи между всеми живущими, а брахмавихары более известны, как Четыре Безмерных (качества, направленных на бесчисленное количество живых существ). Оба взгляда, как классической йоги, так и буддизма, представляют для нас бесспорную ценность. Когда мы размышляем над вложенным в них философским смыслом, наша практика обретает большую глубину.

Метта, или майтри

В буддийской йоге слово «метта» (палийский эквивалент санскритского «майтри») чаще всего переводится как «любящая доброта». Слово «метта» этимологически связано со словами «нежный», «ласковый» и «друг» и означает глубокое, чистое, теплое чувство, которое мы испытываем к близкому другу. В нем отсутствуют налет сопливой сентиментальности или эгоистической привязанности. Метта – это спокойная и уважительная доброжелательность, постоянная готовность принять человека таким, какой он есть.

Каруна

Слова «каруна» и «карма» имеют родственное происхождение, из чего можно сделать соответствующие выводы. Каруна – это искреннее желание и действенное намерение утолить печали и облегчить страдания тех, кто в этом нуждается. Обычно «каруна» переводится как «сострадание», что буквально означает «вместе страдать». Однако буддийский монах и учитель Тих Нхат Ханх указывает, что для того, чтобы исцелить чьи-то страдания, вовсе не обязательно страдать самим. К примеру, докторам не нужно болеть, чтобы лечить своих пациентов. Будда говорит, что каруна – это трепет чуткого сердца, отзывающегося на страдание стремлением помочь.

Мудита

Истинной любви сопутствует радость. Мудита – это та спонтанная радость, которую мы испытываем, глядя на смеющегося ребенка, или на беззаботно играющего щенка, или просто на ясное, безоблачное небо. Когда мы переполнены чувством любви, то радуемся вместе с окружающим миром.

Упекха, или упекша

Упекха (или упекша на санскрите) в традиции классической йоги трактуется как «беспристрастность», или «безразличие». В буддизме под этим словом понимается «равностность», то есть равное, непредвзятое отношение ко всем живым существам. Здесь уже речь не идет о безразличии или эмоциональной отстраненности. Напротив, мы ощущаем тесную связь с окружающими, никого при этом не выделяя и и не отдавая никому предпочтения. Как правило, упекха изучается в последнюю очередь, и именно она позволяет углубить и расширить до бесконечности практику трех предшествующих брахмавихар. Благодаря упекхе мы избегаем таких ошибок на пути, как отказ от сострадания, эмоциональное выгорание и чрезмерная привязанность к тому или иному человеку.

Начни с себя

На своих занятиях я говорю о том, что знакомство с брахмавихарами лучше всего начинать с объединенной практики метты и каруны. В первую очередь мы культивируем безусловную любовь и сострадание к самим себе, а затем уже переносим эти чувства на других людей.

Если вы не привыкли видеть в себе объект, достойный любви, трансформировать это представление в прямо противоположное будет непросто. При первой попытке развить по отношению к себе любящую доброту в ваше сознание может хлынуть поток самоуничижительных мыслей и эмоций, которые вы подавляли или игнорировали, в то время как они исподтишка разрушали вашу самооценку и отношения с миром. Когда вы перестаете отталкивать эти чувства и с искренним сочувствием принимаете себя таким, какой вы есть, вы достигаете внутреннего согласия, открываясь навстречу любви. Вот почему я советую практиковать метту (любовь) одновременно с каруной (состраданием).

В многовековой традиции буддийской йоги существуют очень детальные инструкции относительно практики брахмавихар. Мои рекомендации основаны на них.

Для начала займите удобное положение сидя. Настройтесь на развитие любящей доброты (метта бхаваны), вспомнив любой свой хороший поступок. Это может быть даже самое незначительное проявление щедрости, доброты, любви или заботы. Быть может, вы уступили кому-то место в общественном транспорте или приготовили для домашних вкусный обед. Если вам ничего не приходит в голову, подумайте о том, что вам в себе нравится, – о черте характера, таланте или умении. Если это тоже не срабатывает, сосредоточьтесь на следующем утверждении: «Я хочу быть счастливым. Это нормально и правильно». Когда ваши мысли обретут четкость, а дыхание стабилизируется, переместите внимание на сердечный центр. Что вы чувствуете? Тяжело или легко у вас на сердце, открыто оно или заперто на замок? Наблюдайте внимательно за своими эмоциями, не давая им оценки и не пытаясь их контролировать – просто примите. А затем несколько раз повторите следующие фразы:

Пусть я буду счастлив.
Пусть я обрету покой.
Пусть я буду защищен от любой опасности.
Пусть в моей жизни будут счастье и причины для счастья.
Пусть мои тело, ум и дух будут в гармонии.

Если в ходе начитывания возникнут трудности, например, физический дискомфорт или ощущение безнадежности, гнева, страха или грусти, включите в практику благопожелания для развития сострадания (каруна бхавана).

Пусть я буду свободен от страданий.
Пусть я буду терпим к себе.
Пусть я избавлюсь от страдания и причин страдания.
Пусть я избавлюсь от страдания алчности (гнева, страха и т.д.).
Пусть мои тело, ум и дух обретут свободу от страдания.
Пусть у меня всегда будет сострадание.

Произнося эти фразы, мысленно задержитесь на каждой из них и наблюдайте за своим внутренним состоянием, дыханием и реакцией тела. Возможно, вы не сразу добьетесь желаемого эмоционального отклика. Ничего страшного, если вначале это будет просто механическое повторение, сопровождающееся чувством неловкости. Вы пытаетесь достучаться до своего сердца, а это тоже часть практики. Один из моих учителей сказал: «Притворяйтесь, пока у вас все не получится по-настоящему!» Как и всегда во время медитации, следите за поведением своего ума: не копается ли он в прошлом, не строит ли планы на будущее и не предается ли буйным фантазиям. Поймав себя на посторонних мыслях, просто отпустите их и вернитесь обратно к начитыванию.

Заложив таким образом основу для дальнейшей практики, переходите к ее следующему этапу – подношению метта-каруны своим благодетелям, тем, кто о вас искренне заботится и к кому вы испытываете уважение и благодарность. Это могут быть ваши родители, учителя и другие люди, помогающие вам на жизненном пути. Далее представьте, что дарите любовь и сострадание тем, кто дорог вашему сердцу, – членам семьи, возлюбленным, друзьям. Мой список любимых и благодетелей стал настолько обширным, что во время медитации мне бывает трудно выделить кого-то. И тогда мне хочется сделать свое сердце огромным – чтобы вместить их всех. Растущее осознание того, что в нашей жизни так много любви, служит для нас неисчерпаемым источником вдохновения и радости, к которому можно получить доступ в любое время – посредством практики. Мне нравится перебирать в уме любимые лица, и к каждому я мысленно обращаюсь с парой фраз, чтобы наша эмоциональная связь стала еще крепче. Далее, начитывайте благопожелания, адресуя их тем, к кому вы относитесь нейтрально. Это может быть, скажем, сосед, с которым вы периодически сталкиваетесь, но лично не знакомы. Только начиная практиковать метта-каруну, в качестве своего нейтрального «объекта» я выбрал одного старика, который несколько раз в день выгуливал собаку на моей улице. Пару месяцев спустя он вдруг начал вызывать у меня искреннюю симпатию, хотя я по-прежнему ничего не знал об этом человеке. Когда во время практики я представлял его образ, во мне просыпалось знакомое чувство теплоты и заботы.

И, наконец, последняя и, возможно, самая трудная часть практики – это делиться любовью и состраданием с тем, с кем у нас сложные отношения. Это люди, которые причинили нам боль, рассердили, напугали, унизили нас или просто случайно обидели. Посылая им любовь, следует быть терпеливым с самим собой. Начните с тех, кто вызывает наименьшее отторжение, и со временем вы сможете включить в практику самых «проблемных» персонажей. Если вас вдруг захлестнут негативные эмоции, проявите к себе понимание и сделайте шаг назад – к отправной точке, направив любовь и сострадание на самих себя. Когда к вам вернется присутствие духа, продолжите медитацию с того места, на котором прервались. Поступайте так по мере необходимости, наблюдая за тем, сколько боли таится в непрощенных обидах.

Один из моих учеников тридцать лет не общался со своим тираном-отцом. Он почти год развивал метта-каруну в отношении себя, а затем еще несколько месяцев медитировал на благодетелей, близких людей и незнакомцев, пока не решил, что наконец готов направить любовь и сострадание на отца. Поскольку его тут же охватили чувства гнева и негодования, ему пришлось отступить на исходные позиции практики. Научившись с помощью любви и сострадания принимать эмоции, он вернулся к образу отца. Благопожелания не сделали отца лучше, и мой ученик по-прежнему предпочитает держаться от него на расстоянии (любовь может быть безусловной, а человеческие отношения зависят от множества факторов), но сейчас отец вызывает у него сочувствие, а не страх и ярость, как раньше. Мой ученик «вырос», став более сострадательным, спокойным и гармоничным человеком.

Последний этап в практике метта-каруны – это направление безграничных любви и сострадания всем живым существам. Если хотите, сначала можете сосредоточиться на конкретных группах – например, на тех, кто голоден, подвержен гонениям, не имеет крыши над головой или отбывает срок заключения в тюрьме. Не забудьте, что помимо людей есть и другие живые существа. Пожелание избавления от страданий всем живым существам без исключения, видимым и невидимым, малым и большим, и есть вершина нашей практики.

Метта-каруна и практика йоги

С одной стороны, метта-каруну важно практиковать как формальную медитацию, с другой – подход любви и сострадания нужно интегрировать в повседневную жизнь. Связующим звеном между первым и вторым может стать практика асан. Развитию метта-каруны способствуют мягкие, пассивные прогибы, во время которых мы, подложив под нижний край лопаток болстер или свернутое одеяло, бережно стимулируем сердечный центр. Приступив к практике, настройтесь на свои чувства и ощущения, не вынося по их поводу критических суждений. Комфортно вам или неуютно, легко или тяжело на сердце – установите контакт с самим собой, а затем развейте мотивацию метта-каруны, повторяя благопожелания. Выполняя асаны, раскрывающие сердечную область на физическом уровне – прогибы, скручивания и позы на раскрытие плечевого пояса, – вы можете обнаружить, что чувство любви становится для вас более доступным. Осознанно переходя от асаны к асане, слушайте голос своего сердца. То, как мы реагируем на различные ощущения в ходе занятий йогой, говорит и о нашем подходе к жизни. Когда мы, к примеру, пытаемся освоить более сложную позу, внутри нас нередко срабатывает привычный механизм, порождающий реакцию страха или гнева.

Это отличный повод для того, чтобы направить на себя любовь и сострадание. Одна из моих учениц, простояв долгое время во Врикшасане (позе Дерева), отметила, что ее жутко раздражает покалывание в опорной ноге. Заглянув в глубь себя, она осознала, что проблема заключалась не в болезненности ощущения, а в его непривычности. И тут ее словно осенило: «А ведь я встречаю в штыки все новое и необычное! Я терпеть не могу жизненные перемены, с ходу отвергаю чужое мнение, отличное от моего...» Приняв это в себе и избавившись от внутреннего напряжения с помощью практики метта-каруны, она стала терпимее к многообразию и непредсказуемости окружающего мира.

Многим на занятиях йогой мешает критический голос, постоянно звучащий внутри. Когда у нас нет осознанности, мы слепо ему верим. Но практикуя с намерением впустить любовь и сострадание в сердце и научившись беспристрастно выделять этот голос среди остальных мыслей, мы можем использовать его как «звоночек», напоминающий о благопожеланиях метта-каруны.

Метта-каруна и повседневная жизнь

Жизнь постоянно подкидывает нам возможности для практики метта-каруны – нужно только уметь их замечать. К примеру, вы можете направить любовь и сострадание людям, стоящим вместе с вами в длинной очереди в магазине, а также продавцам и кассиру, или нищему на улице, который попросил у вас денег. Если у вас возникает чувство отторжения, поделитесь любовью и состраданием с самим собой.

Напоследок я хотел бы привести несколько строк, которые я и мои ученики произносим каждое утро, чтобы настроиться на практику метта-каруны на весь день. Эти слова помогают нам трансформировать отношение к людям и ситуациям, с коими предстоит встретиться.

Я улыбаюсь наступающему дню.
Я проживу осознанно каждое мгновенье,
Глядя на мир глазами любви
и состраданья.

Пусть все живые существа, включая вас, будут счастливы и свободны от страданий.

Читайте также