Кризис жанра

Однажды, проснувшись утром, моя подруга обнаружила на постели записку от мужа, в которой он сообщал о том, что уходит к другой женщине. Хотя ее брак нельзя было назвать крепким, она чувствовала себя глубоко несчастной. В считанные секунды ее мир разбился вдребезги. В такие моменты наше единственное желание – вернуть все на круги своя. Однако это невозможно, и в жизни наступает исключительно сложный этап, в процессе которого весь наш внутренний мир сотрясается до самого основания. Одна моя ученица в течение длительного времени была на грани жизненных перемен, но никак не осмеливалась переступить эту грань. Она пришла ко мне, жалуясь на сильное беспокойство и бессонницу. Во время занятия я заметила, что, переходя из одной асаны в другую, она двигается с закрытыми глазами. Точно так же она «закрывала глаза» на перемены в своей жизни, наспех пробегая мимо них и игнорируя их, что создавало внутреннее напряжение. Подобно змее, испытывающей короткий период слепоты после того, как она сбросит кожу, переживая кризис, мы словно лишаемся зрения: уже не те, что были прежде, но еще не успели переродиться. Мы чувствуем, что утратили смысл жизни, и от этого сильно страдаем. Однако если не впадать в отчаянье и не сетовать на судьбу, можно увидеть, что такого рода внутренний кризис – это двери к более осмысленной и зрелой жизни. Он позволяет обнаружить, чего же мы дей­стви­тель­но хотим, и увидеть, какие клеши (причины страдания) мешают достижению этой цели.

Ни о чем сожалея

Ощущение того, что в нашей жизни что-то не так, возникает задолго до кризиса. Однако, как правило, оно остается смутным и не до конца осознаваемым, пока не произойдет какое-то серьезное событие: болезнь, несчастный случай, измена любимого. В этот период обычно пробуждается асмита – эгоизм, который заставляет нас отождествлять себя со своими представлением о себе: «я хорошая жена», «я заботливая мать» и т.д. Каким образом асмита мешает извлечь из кризиса пользу? Скажем, вы переживаете развод. Если вы привыкли думать о себе как о «хорошей жене», то у вас не получится извлечь из этого события жизненный урок, поскольку ваше мнение о себе не позволяет даже допустить, что в чем-то вы «хорошей» все-таки не были. Далее начинает формироваться новое представление о себе как о мученице, по­сколь­ку, как вам кажется, вы не получаете того, чего заслуживаете. Таким образом, вы лишь усугубляете кризис и продлеваете свои мучения. Чтобы не зациклиться на своих представлениях о себе, можно прибегнуть к различным практикам йоги, например, выполнять восстанавливающие асаны или обратиться к техникам пранаямы. При этом иногда бывает достаточно простого наблюдения за дыханием. Занятия позволяют понять, что за всеми представлениями кроется нечто несравнимо большее – наше истинное «я», которое сможет проявиться, только если мы попрощаемся со своими фантазиями и заблуждениями.

Больно мне, больно!

Для тех, кто привык к активной практике, переход к более спокойным занятиям может быть проблематичным. Этому есть объяснение: во время выполнения восстанавливающих поз наше внимание направляется внутрь и мы вынуждены сталкиваться с собственной болью. Здесь проявляется другая клеша – двеша (неприятие страданий). Чтобы преодолеть ее, рекомендуют практиковать пратьяхару – пятую ступень йоги, которая предполагает обращение чувств внутрь. Не бойтесь, если при этом у вас возникнет ощущение, что вы находитесь на краю огромной пропасти. Это чувство внушает страх, но важно понимать, что открыться новой жизни можно, только пережив его.

Умереть, чтобы родиться

На этом этапе вы претерпеваете смерть своего старого «я» и обнаруживаете ту часть себя, которая была сокрыта: сталкиваетесь с желаниями и побуждениями, в которых прежде боялись себе признаться. В этот момент активизируется абхинивеша – клеша, которая заставляет нас страшиться смерти и цепляться за жизнь. Смерть эго –это болезненный процесс, однако он совершенно необходим, для того чтобы мы смогли возродиться, словно птица Феникс из пепла, и начать новую – более осмысленную – жизнь. Преодолеть эту стадию поможет Шавасана (поза Мертвеца). Хотя многие пренебрегают этой позой, считая ее лишней тратой времени, именно в ней можно претерпеть символическую смерть и возродиться. Одна из моих учениц, переживавшая болезненный разрыв с супругом, уходила с занятий прямо перед Шавасаной. Она объясняла это тем, что в позе ее охватывали чувства горечи и утраты и ей казалось, что она умирает. Между тем именно такая смерть была для нее необходима. Осознав это, она стала практиковать Шавасану чаще, проводила в ней больше времени и в итоге смогла двигаться дальше.

Поспешишь – людей насмешишь

Мучения, которыми сопровождается смерть эго, зачастую вызывают такое отчаянье, что опускаются руки. В этот момент нередко активизируется авидья, не­ве­же­ство, из-за которого мы не осознаем своего перерождения. Тем не менее важно понимать, что ростки нового «я» уже стали пробиваться на поверхность нашего сознания. Здесь нужно проявить терпение и дать ему окрепнуть, а не цепляться за свою новую личность и не наслаивать на нее очередные представления о себе. Чтобы избежать этого нежелательного процесса и победить авидью, можно прибегнуть к дхьяне (медитации). Дхьяна учит терпению, заставляет нас прислушиваться к своему внутреннему голосу и позволяет ему направлять нас.

Страдания очищают душу

Теперь вы готовы к перерождению. Однако на этом этапе возникает еще одна опасность – рага, привязанность к удовольствию. Новая личность может так сильно пленить нас, что мы привяжемся к ней и падем жертвой уже известной клеши – асмиты. Если духовная зрелость в действительности имеет для нас значение, мы должны быть готовы к постоянному преображению. Внутренний кризис подобен разделочному ножу – он колет и режет, но при этом придает новую форму и совершенствует. Благодаря ему мы полностью обновляемся и устремляемся к новым –более высоким – целям. Кроме того, внутренний кризис и следующее за ним возрождение – это духовная обязанность каждого из нас, без которой жизнь теряет свою ценность и смысл.

Читайте также