Самый старый храм в Ришикеше Шри Бхарат Мандир и зарождение «Мировой столицы йоги»

Самый старый храм в Ришикеше Шри Бхарат Мандир и зарождение «Мировой столицы йоги»

Храм Шри Бхарат, расположенный в центре города Ришикеш, является старейшим и самым известным храмом. История храма на самом деле является историей Хришикеша. Слава этого древнего храма описана в Кедар Кханде (главы 115-120).

В семнадцатом человеческом воплощении Господь Вишну был доволен строгим покаянием Риши Райбхьи и сказал: «Я всегда буду жить здесь в образе Хришикеша Нараяна, и это место будет называться Хришикеш». Те, кто поклоняются мне в форме Варахи в Сатья-югу, в форме Парашурамы в Трете-югу, в форме Ваманы в Двапаре-югу и в форме Бхараты в Кали-югу, они определенно имеют право на освобождение.

Райбхья Риши совершил аскезу в этом месте. Господь Вишну предстал перед ним сидящим на манговом дереве, которое наклонилось под тяжестью. Поэтому оно известно как Кубьямарик, то есть склонившееся манговое дерево. (См. Вараха Пурана, главу 122.)

image-20-11-23-10-57-4.jpeg

Согласно Нарасимха Пуране, это самое любимое и священное место Господа Хришикеша (Вишну). В Сатьяюге великий аскет Сом Шарма совершил здесь аскезу, получил в этом месте даршан Господа Вишну и увидел здесь чудеса своей Майи. Этот храм также не смог избежать нападения иностранных захватчиков, и время от времени храм перестраивался и ремонтировался.

Храм фигурирует в Махабхарате, Шримад-Бхагаватам, Вамана Пуране и Сканда Пуране. В создание храма внес свою лепту также Ади Шанкарачарья, который в 789 году нашей эры переустановил мурти Шри Бхарат Бхагавана.

image-20-11-23-10-57.jpeg

Можно проследить различные эпохи в истории храма по его фасаду. Старые — более темные и тусклые, с полустертыми скульптурами, смутно угадываемыми изображениями богов. Современные элементы здания — мраморные, яркие, блестящие. Искусные мастера вырезали барельефы с изображением религиозных сюжетов на фасаде и колоннах храма. Один из популярных, повторяющихся в разные времена мотивов в отделке мандира — изображение аватаров Вишну. Этот мотив можно увидеть и на древних барельефах постройки, и на современных элементах здания.

image-20-11-23-10-57-5.jpeg

Сегодня Бхарат Мандир является не только местом для проведения богослужений, но и археологическим музеем, в экспозиции которого собраны реликвии, добытые при раскопках храма, некоторые из них датируются 2 веком н.э. В коллекции музея собраны элементы храмовых барельефов, ритуальная посуда, статуи якшей и девов, другие артефакты

Особый интерес представляет собой Санктум Санкторум храма — его главный алтарь, купол над которым был выполнен с внутренней стороны в виде искусной Шри Янтры, являющейся высшей из всех янтр и считающейся воплощением Шакти Махалакшми.

image-20-11-23-10-57-2.jpeg

В святилище Бхарат Мандира, полностью отделанном серебром, располагается статуя Нараяны, выполненная из аутентичного черного шалаграма-шила — камня, который сам по себе является воплощением Вишну. Мурти из шалаграма является нерукотворным, было проявлено само по себе, без участия человека. По оценкам ученых, эта статуя очень древняя, она также была получена благодаря раскопкам. Ее нашли на большой глубине.

image-20-11-23-10-57-1.jpeg

Союз мурти Шри Бхарат Бхагавана и янтры Махалалкшми обеспечивает храму статус тиртхи — священного места паломничества, способного дарить возможность достижения Бога и пребывания в блаженстве единения с ним.

Другие мурти храма также представляют интерес. Например, красивый каменный Ганеш черного цвета, который также был найден во время раскопок.

Рядом с ним находится и мраморный алтарь Шивы, углубленный в землю (к нему предстоит спускаться по ступенькам). В центре этого алтаря находится древнейший сваямбху (самопроявленный) Шива-лингам, который уходит под землю. Рассказывают, что его было очень сложно раскопать, поэтому его основание не было найдено до сих пор. По традиции, над ним установлен кувшин, из которого постоянно капает вода, охлаждающая пыл Шивы.

image-20-11-23-10-57-6.jpeg

В этом месте совершенно необычная и мощная атмосфера, идеальная акустика, которая подходит для воспевания божественных имен, чтения мантр, медитации.

Сердцем главного храма Вишну в Ришикеше являетсясвященное дерево, состоящее из трех растений. Это бильва, баньян и пипал (дерево Бодхи) — главные деревья индуизма, переплетенные друг с другом настолько тесно, что уже тяжело разобрать, где из них какое. Согласно местной легенде, именно под ветвями этого дерева в незапамятные времена практиковали йогу и медитацию риши — мудрецы, стремившиеся познать суть всех вещей. В частности, Рабхья Риши и Сом Шарма долгие годы предавались там суровой аскезе.

image-20-11-23-10-57-7.jpeg

Удовлетворенный их тапасьей и вняв их молитвам, на землю снизошел Господь Вишну в обличьи Хришикеша — повелителя чувств. Он дал им понимание истины, показал Майю во всех ее проявлениях и благословил это место на берегу Ганги тем, что все духовные практики, искренне практикуемые здесь, будут успешны.

Также известно, что во время Калиюги, эта инкарнация Вишну именуется Бхарат. В честь нее и назван храм. С момента явления Бхарата-Хришикеша мудрым риши, это место стало постепенно превращаться из поселения святых людей в большой город, куда по сей день стекаются люди, ищущие себя, истину и Бога, а также йоги со всего мира.

Таким образом, храм стал местом, где в свое время родилась «мировая столица йоги» — Ришикеш.