Йога улучшает качество секса. 8 эффектов.

Йога улучшает качество секса. 8 эффектов.

Отчего разные виды традиционной йоги так различаются в подходах к теме секса и сексуальности? Может ли качество секса измениться с приходом йоги в нашу жизнь? И в каком направлении развивать сексуальность нам, йогам XXI века?

Природой все устроено максимально просто и красиво. Все представители живого царства делятся на два пола — самцов и самок. Оленю нужна олениха, моржихе — морж. Мужчине нужна женщина, а женщине — мужчина. Противоположности притягиваются, чтобы создать новую жизнь. За исключением того, что мы, люди, пользуясь безграничной силой нашего ума, все «слегка» усложняем, накладывая суждения и осуждения на естественные процессы.

Традиционное отношение религиозного Запада не видело общих точек пересечения духовности и сексуальности. Преданные своей вере, богобоязненные люди вступали в интимные отношения исключительно с целью деторождения, но никак не для удовольствия.

В XIX веке среди прочих напастей была крайне распространена женская болезнь под названием «истерия», или «бешенство матки». Патология встречалась у женщин, вынужденных затянуть в тугой корсет морали и манер собственную сексуальность, личность и потребности. В их телах накапливалось напряжение, в сердцах — отчаяние. Все это проявлялось в истерических всплесках. После Второй мировой войны строгие пуританские воззрения сменились более здоровым отношением к сексу, признающим, что удовольствие от соития несет в себе эмоциональную и физическую пользу для обоих партнеров.

Однако сегодня человечество впало в другую крайность: секс стал предметом злоупотребления. И хотя все признают секс естественной частью жизни, лишь немногие видят в нем путь духовного развития.

Само слово «йога», в переводе означающее «союз», напоминает нам о том, как важно находить баланс и гармонию между духовным и физическим, материальным и непроявленным. Божественный дар — наша душа — находится на Земле в храме физического тела с явными признаками того или иного пола и связанными с этим особенностями поведения и потребностями. Отчего же знатоки человеческой природы с тысячелетним опытом — йоги — так различаются в подходах к теме секса и сексуальности? Последователи одних школ полностью отказываются от чувственного опыта, добровольно исключая из своего меню не только отношения с противоположным полом, но и лук с чесноком как продукты, пробуждающие желание? Другие идут к пробуждению через физические чувства и практикуют секс как медитацию. Третьи, выбирая жизнь домохозяев, учатся управлять сексуальной энергией для создания гармонии в отношениях с постоянным партнером, достижения успеха в обществе, развития творческих способностей.

Кто я?

Сексуальность — это понимание того, к какому полу вы относитесь и способность проявлять свою половую идентичность. Мы все родом из детства и еще в утробе матери во время шестой недели беременности в процессе разделения хромосом обретаем половые признаки (до этого любой ребенок в утробе сформирован по женскому типу). Окончательно половая идентичность формируется к 5-6 годам. То, как мы проявляем сексуальность, став взрослыми, — ярко, сдержанно или не проявляем вовсе — напрямую зависит от психологических установок, полученных в процессе воспитания. Сексуальность — это путь развития, на котором мы проходим разные этапы и постепенно набираем опыт.

Женское. Сексуальность женщины формируется в период от 4 до 6 лет. Если в этом возрасте подавляющая роль матери или отца такова, что девочка никаким образом не может проявить свою женскую суть, для барышни в будущем велика вероятность утонуть в романтических ожиданиях. Она не будет предъявлять миру женские достоинства, будучи уверенной, что принц должен сам разглядеть за фасадом серых платьев красивую душу, влюбиться без памяти и увезти за тридевять земель. Формируется романтический образ и сценарий, который часто не реализуется, потому что мир достаточно требователен и конкуренция большая.

В случае если девочка формируется в среде, где примером служит не контролирующая свои сексуальные порывы мама, которая меняет любовников, девочка с большой вероятностью, скопирует такой сценарий. У нее возникнет потребность в чрезмерном проявлении своих женских достоинств. При этом внешняя демонстрация сексуальности может абсолютно не совпадать с внутренним запросом. Короткая юбка, яркие ногти и вызывающий макияж снаружи и ожидание, что мужчина должен долго ухаживать, чтобы затем жениться и умереть с ней в один день, — внутри. Несоответствие внешности и внутренних ожиданий — признак невротического проявления сексуальности.

В период с 4 до 6 лет девочка копирует маму — ее поведение и манеру одеваться — не просто так, а стремясь получить обратную связь от отца. Она ожидает похвалы. В этом возрасте для поддержания женской самооценки девочкам очень полезно слышать фразы в духе: «Ты моя принцесса», «Ты моя красавица».

Мужское. Мальчик развивается по типу своего отца или кумира. Как поступить, если у мальчика нет никакого контакта с представителем мужского пола и ему неоткуда получить визуальную и когнитивную информацию о том, кто такой мужчина, и слепить для себя его образ? Психологи советуют мамам, которые воспитывают сына без его отца, создавать легенду о мужских качествах либо находить деда, дядю, тренера, учителя — какой-то персонаж, с которого ребенок будет лепить образ, чтобы ему соответствовать. В ином случае, если мальчик видит вокруг себя только мам, бабушек, воспитательниц, учительниц, он может испытывать фрустрацию, тревогу — от невозможности идентифицировать себя с представителем мужского пола.

Созревание. В подростковом возрасте резко возникает тенденция к более плотному взаи-модействию с противоположным полом. Сексуальность становится тягой, потребностью встречи с другим. Другой пол — объектом для познания. К этому возрасту человек уже более- менее осваивает свое собственное тело, начинает понимать, как он устроен. Начиная с 10-11 лет, происходит повышение уровня гормонов, пробуждается тяга к приключениям.


Если в какой-то из этих периодов проявление сексуальности мальчика или девочки подавляется или сильно контролируется, то человек начинает развиваться по невротическому типу. Он не знает, как проявить подавленные сексуальные импульсы, но они все равно проявляются в девиантном поведении (например, мальчишки начинают задирать девчонок). Взаимодействие происходит не в спокойной форме, когда познание сопровождается осознанием, а импульсивно, с нарушением телесных границ другого человека и посылом: «Я не знаю, как себя вести, но очень хочу вести себя близко». За такое поведение детей часто наказывают, что дает еще один сигнал: проявлять энергию своего пола опасно.

Взрослея, мы привносим в отношения с нашими партнерами все эти и другие воспоминания и травмы, неосознанно отдавая им бразды правления нашей жизнью. Такая практика йоги как Кундалини и мощный опыт Йоги Белой Тантры способны помочь нам осознать и развязать старые узлы. Мягкие классы для женщин и силовые — для мужчин помогут восстановить внутренний баланс и понимание собственной сексуальности, дадут ощутить силу своей истинной природы (даже если эта сила в случае с женщиной будет выражаться в умении проявлять слабость). В процессе практики и медитации, ближе знакомясь с собой, мы нарабатываем навык внутреннего наблюдателя, познаем себя, появляется ресурс и вдохновение что-то менять. Легко оценить состояние собственной сексуальности, вспомнив, в какой обстановке проходило детство и, если требуется, «перезапустить программу» во время личных консультаций, психотерапии или психоанализа.

Секс как ритуал

В нашем обществе секс часто воспринимается как энергетическая разрядка для снятия напряжения. Но на самом деле высшая форма сексуальных отношений подразумевает абсолютное обожествление, благоговение, преданность, любовь, слияние аур и тонких тел. «Энергетический круг не сможет замкнуться, если мужчина войдет в женщину, не любя ее всем сердцем. Чтобы энергетический поток обрел мощь и чистоту, необходимо слияние не только низших, но и высших чакр. Когда высшие полюсы мужчины и женщины соединяются в области сердца, губ и гениталий, магнит превращается в электромагнитное динамо. Если мужчина и женщина используют медитацию и любовь, направляя энергию к высшим центрам, они переживают духовное единение, которое выше любого личного наслаждения или удовлетворения эго. Они достигают иного состояния бытия, которое может быть высшим состоянием духовного осознания и целительства… Секс — это высшая форма физического единения. Кроме того, секс питает жизненную энергию» (Рави Сингх, книга «Искусство трансцендентального секса»).

Тантрическое учение утверждает, что сначала мы были андрогинами — полуженщинами-полумужчинами. Сексуальный акт (От слова sectus — разделять, разрезать, отделять. — Прим. ред.) помогает нам снова соединиться со своей половинкой и стать единым существом и ощутить единение со всем миром. Сексуальная энергия используется адептами Тантры на протяжении тысяч лет. В противоположность западным репрессивным учениям, Тантра считает этот вид энергии гармоничной духовной практикой.

«Во время секса происходит распределение энергии без контроля со стороны разума с его сложными убеждениями и ошибочными верованиями, и энергия кундалини (священная носительница жизни) течет без чувства вины и мыслей о греховности. В Тантре считается важным удержание семяизвержения у мужчин, потому что энергия, которая высвобождается при этом, могла бы превратиться в «бальзам жизни» («оджас Шакти»), который удерживает духовную энергию, чтобы она не опускалась к земле, а, наоборот, поднималась и активировала шесть чакр разума». (Гильермо Феррара, книга «Искусство Тантры: божественная энергия любви и секса»).

Доверие и поддержка. Человек — в отличие от животных — кроме физического удовольствия способен получать целую палитру глубочайших чувств во время занятия сексом. И страстное влечение здесь отходит на второй план, уступая место эмоциональной и духовной близости. А главным инструментом для построения таких отношений становится способность обоих партнеров открыто разговаривать между собой о своих сексуальных предпочтениях, о том, что нравится, что не нравится. Открыто говорить самому и иметь возможностью услышать партнера, не воспринимая его желания как оскорбление, унижение, проблему или фатальность — делает сексуальные отношения более искренними и открывает в них новые грани.

Практикуя йогу, осознавая свою природу не только как создания физического, но и духовного, мы учимся воспринимать сексуальный акт не просто как обмен жидкостями, но также процесс обмена жизненной энергией (праной). Мы учимся тоньше чувствовать партнера, меняется наше отношение к половому акту. Мы начинаем понимать, что тонкое взаимодействие при сексуальном контакте оставляет след не только в нашей памяти, но и в ауре мужчины и женщины. Древние учения говорят, что мужчина носит этот след с собой один месяц, а в ауре женщины он может оставаться навсегда. секс-просвет. Если женщина чувствует себя в отношениях защищенной и уважаемой, любимой и принятой, отношения не заканчиваются сексом, а продолжаются им и приносят большое удовлетворение на всех уровнях. В таком случае сексуальная связь — не просто стимуляция клитора и эякуляция, это встреча души с душой.

Йогические практики и практики духовного развития говорят об одном и том же: именно с одним партнером нужно проходить более глубокие отношения. Стабильные отношения становятся необходимым условием для того, чтобы развиваться и в сексе тоже. Потому что если человек меняет партнеров как перчатки, то он остается на том же уровне чувствительности, просто каждый раз сигнал возбуждения становится другого цвета, и с точки развития своей сексуальности человек никуда не продвигается. Многие мудрые люди говорили и говорят, что семейная жизнь, то есть добровольная дисциплина своей сексуальной проявленности, приводит к тому, что человек более глубоко и более емко начинает познавать другого. Любой человек — это целая система мыслей, чувств, ощущений, и если эту систему быстро открыть и закрыть, то можно увидеть только самое яркое. А если с этой системой провести долгое время, изучать, получать, отдавать что-то из своей системы (неслучайно говорят, что люди, которые долго вместе, становятся похожими друг на друга), то можно совершить множество открытий, в том числе о самом себе. В долгих отношениях сексуальная жизнь приобретает другую окраску, становится менее выраженной и яркой, но более нежной, глубокой, трепетной. Такие отношения стремятся сохранить другого, а не разрушить.

Мнение Ксении раш, преподавателя йоги, блогера, автора стиля rush-yoga:

«Сексуальность — это чувственность как таковая, способность открыто проявляться на уровне нижних центров. Сексуальность (Свадхистана, вторая чакра) связана с телесностью, заземленностью (Муладхара, первая чакра) и материальными благами (Манипура, третья чакра). К сожалению, женщины (да и мужчины тоже) часто сильно пережаты в низах (отрицание своей чувственной части, негативное отношение ко всему материальному, секс табуирован, стремление контролировать мирское и плотское — такое часто встречается во многих религиях, во многих традициях йоги. Или происходит обратное, и свобода превращается во вседозволенность, хаос, потакание телесным и чувственным наслаждениям в крайней своей форме. Как следствие, происходит серьезное разрушение тела и психики.

Истина, как водится где-то посередине. Передо мной не стоит выбор: йога или сексуальность, чувственность или духовность, непривязанность или тепло человеческих отношений. Основным ориентиром практики и жизни для меня является само Бытие, в котором нет противоречий. Противоречия существуют только в человеческом сознании».

Мнение Дмитрия Барышникова, Аштанга-виньяса Йога:

«Вопрос сексуальности — не самый актуальный для традиционной Аштанга-йоги. Я почти уверен, что мой учитель рассказал бы в ответ на ваш вопрос о первых двух ветвях Аштанга-йоги — яме и нияме, даже конкретнее о брахмачарье (части ямы), непростой теме для понимания современным человеком. В мирском смысле это не отказ от секса или сексуальности, а преданность одному партнеру. Конкретно практик развития одной лишь сексуальности нет, так как подход йоги является целостным и развивающим все сферы, физические и ментальные. Эта ежедневная интенсивная практика последовательности непростых поз делает большой упор на так называемые, бандхи: Мула-бандху и Уддияна- бандху. Область бандх относится к центру сексуальности, как на физическом уровне здоровых и контролируемых мышц тазового дна, так и на тонком уровне наполненных энергией Свадхистана- и Муладхара-чакр. Не стоит забывать, что процесс правильной йоги, как садханы, оздоравливает не только нижние центры, но и ум, который получает способность отделять зерна от плевел, что является одним из важнейших достижений практики йоги. Из своем опыта знаю, что дисциплинированная жизнь — а при иной жизни серьезная практика невозможна — сама расставляет все приоритеты. Я смею предположить, что так мы и приходим к той самой природной, а не медийной сексуальности, в том числе за счет следования природным ритмам (подъем до восхода солнца и пр.). По сути, это энергия, по которой мы в обычной жизни оцениваем притягательность человека, а в контексте йоги это энергия отношений с супругом, идущая на их углубление, как в духовном, так и физическом плане».

Мнение Алексея Владовского (Прабху Джап Сингх), Кундалини-Йога:

«В Кундалини-йоге мы говорим не о том, как быть сексуальным, а о том, как быть здоровым и естественным. «Получится или не получится сегодня?» — с этим живут многие мужчины. Через практику я пришел к тому, что нет страхов и сомнений. Все становится естественно и понятно. Люди надевают маски на тот процесс, в котором, наоборот, все удовольствие получаешь от того, что маски сняты и есть возможность стать собой. Сексуальная жизнь в естественности: ты можешь оставить все свои социальные роли, имиджевые истории и раздеться во всех смыслах. Женщина просто расслабляется, мужчина просто следует своему инстинкту и желанию — это красота естества, а не красота набранных приемов, которые ты научился выполнять. Естественное слияние двух энергий дает это тантрическое переживание, человек теряет свое «я», испытывая от этого невероятное блаженство и расширение. Две энергии сливаются в одну».

Мнение мастеров Шивананда-Йога:

«С йогой ощущения в сексе совершенно меняются. Сейчас в мою жизнь входит тантра, и йогический подход захватывает секс: это уже не просто занятия любовью, это глубокие духовные йога-сеты. Один из самых важных инструментов в такой практике — все время осознавать свое дыхание. А если хватит концентрации, то и дыхание партнера тоже. Очень рекомендую йогов в партнеры: как правило, они более интересные, открытые и контактные люди, не боятся своего тела и желаний, а если и боятся, то находятся в процессе работы с этим. Конечно, все индивидуально, и наверняка можно встретить совсем не таких йогов, поэтому стоит держать ушки на макушке. По своей природе мужчины быстрее разогреваются, женщинам же требуется время, чтобы расслабиться и быть готовой к сексу. Женщине важно понимать свое тело, чтобы направлять мужчину для получения удовольствия. Одним из интересных знаний является наука о лунных центрах — это эрогенные зоны и их расположение».

Мнение Алены Тихоновой, универсальная Йога:

«У меня был опыт жесткой брахмачарьи, когда не только секс, но и мысли о сексе нужно было держать под контролем. Через полгода мне стало казаться, что эта невероятно мощная сила покорена. Прошел еще год, и стало понятно, как я заблуждалась. Если вы вдруг решились практиковать воздержание, всегда в голове нужно держать цель: для чего? Для того, чтобы научиться быть менее зависимым от секса? Для того, чтобы накопить достаточно энергии для каких-то более продвинутых энергетических практик? Или просто потому, что так в книжке было написано? Воздержание без соответствующих целей и инструментов видится мне бессмысленным.

В Универсальной йоге продвинутых уровней даются внутренние тантрические практики, основанные на практиках буддийской школы Карма Кагью. Для прохождения этих практик необходимо выдержать брахмачарью от нескольких месяцев до года, иначе работать будет «нечем». Сроки для всех свои, кроме того, вся эта история в большей степени актуальна для мужчин. Женская сексуальность не требует такого длительного «накопления». Кстати сказать, женщинам вообще проще в энергетических практиках, так как там используются экстатические состояния гипероргазмичности, которые женщинам даются намного проще. Другой вопрос, что и контроль тогда требуется соответствующий. Как говорит мой учитель, Андрей Витальевич Лаппа: «Энергия без контроля — обезьяна с автоматом». Поэтому нельзя сказать, что йога делает секс более ярким. Духовные практики в корне меняют отношение к сексу. И та феерия ощущений настолько превосходит обычные сексуальные переживания, что «обычный» секс кажется блеклым подобием. Это если рассматривать секс как часть практики. А если как один из способов взаимодействия с близким человеком, совмещенный с подобными энергетическими практиками, то получается совершенно другая история».

Нужен ли целибат? Комментарий психолога Алены Хромовой:

«Важно, чтобы решение принять брахмачарью (воздержание в сексе) было добровольным. Если человек всю жизнь ел мясо и вдруг перешел только на картошку, он при этом вегетарианцем не стал, а стал подавленным мясоедом. Он будет раздраженным, жестким, в том числе и потому, что не получает нужных витаминов, белков, минеральных веществ, и организм выдает сигнал, что он истощен. То же самое в случае с брахмачрьей. Если человек жил активной сексуальной жизнью, но вдруг приехал в ашрам, а там ему говорят: «Стоп, теперь у тебя должен быть целибат», может случиться такая история страдания, которая ни к какому просветлению не ведет, а подавляет энергию и приводит к гормональному застою и повышенной агрессивности. Важно отличать табуирование от добровольного отказа. Решение принять целибат должно быть естественным развитием практики, а не подавлением, ведущим к неврозам и ухудшению состояния человека. Брахмачарья может быть практикой, которая позволяет человеку исследовать свою сексуальную энергию и направить ее в более высокие центры. Тот, кто выбирает путь брахмачарьи, должен хорошо понимать самого себя».

Йога улучшает качество секса. 8 эффектов.

1. Большая гибкость тела дает большую изобретательность в позах.

2. Привычка обращать внимание внутрь себя позволяет полнее ощущать все краски процесса.

3. Использование дыхательных практик и энергетических замков помогает увеличивать продолжительность акта (разум, дыхание и эякуляция связаны между собой). Если мужчина дышит быстро и прерывисто, без всякого ритма, семяизвержение невозможно удержать. Тантра и даосские практики учат избегать эякуляции или по крайней мере позволять семени извергаться не так стремительно, либо раз в 10-15 актов, чтобы сохранять энергию для дальнейшего преобразования и продлить удовольствие партнерши.

4. Упражнения йоги, связанные с регулированием женского цикла, нормализацией гормонального уровня, направленные на развитие и нормализацию кровоснабжения в области матки и гениталий, способствуют раскрытию природы женщины.

5. Благодаря работе с ментальным телом через йогу и медитации мы избавляемся от чувств вины и страха, становимся более раскрепощенными и естественными.

6. Йога делает нас физически здоровыми, а что может быть более сексуально, чем здоровая женщина и здоровый мужчина?

7. Мы учимся принимать и любить себя и выстраивать близкие и доверительные отношения с собой, что дает возможность открываться для близости с другими.

8. Секс становится сакральным процессом, магией, и энергия поднимается вверх, вместо того, чтобы теряться внизу тела.