Йога – конец романа: почему люди бросают практику. Часть 1

Йога – конец романа: почему люди бросают практику. Часть 1

Почему люди перестают заниматься йогой после периода страстной влюблённости в практику? Почему тот, кто раньше появлялся в зале несколько раз в неделю, прекратил ходить на занятия? Что заставляет людей расстаться с тем, что было так дорого и важно несколько лет назад? Одним словом – почему отношения с йогой заканчиваются?

Сразу оговорюсь, что, хоть я и оперирую специальными йогическими терминами, но пишу, прежде всего, только о своём опыте, поэтому на истину в последней инстанции не претендую.

Мне кажется, что во время «романа» с йогой существуют периоды, очень похожие на стадии, которые проходят влюблённые. Сначала – стадия эйфории. Это страстная влюблённость, желание тратить всё своё время на предмет обожания, а когда это невозможно – то говорить о нём со всеми, кто готов слушать (если собеседник не готов – держать за пуговку на жилете и говорить всё равно). В это время неофит от йоги начинает активно пропагандировать занятия среди друзей и родственников, цитировать Бхагавад-гиту, ссылаться на Патанджали или Йоги Бхаджана, надевать предметы, символизирующие принадлежность к той или иной форме практики, а то и бить татуировки. Всем собою практикующий транслирует сигнал – «Йога неотъемлемая часть меня».

В этот момент человек перестаёт страдать от одиночества – он чувствует такую мощную связь с высшим, ощущает такое божественное водительство, которое даёт ощущение духовного перерождения и огромной радости: «Да, я нашёл то, что так давно искал!».

Перестаёт быть умозрительным понятие «божественный потенциал, заложенный в человеке» – это ощущается как собственный реальный опыт, откровение и благословение.

Данный отрезок пути в традиции кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана называют «Сарам Пад». Человеку открывают некий неограниченный кредит в энергетическом банке – у него вдруг появляется гораздо больше энергии, чем было, и он по наивности предполагает, что всё это богатство принадлежит ему и так будет всегда.

Затем эйфории делается меньше, но наступает некое стабильное «хорошо», когда человек вырабатывает свою йогическую дисциплину и следует внутренним обязательствам в практике.

Этот этап именуется «Карам Пад». Он похож на работу хорошо отлаженного механизма, когда определённое действие даёт чёткий результат. Часики тикают, йогин работает. Делает крийю на процветание – наступает процветание. Работает с крийей на третий глаз – интуиция начинает срабатывать на 100%. Эта стадия – когда влюблённые съехались. Он приносит продукты из магазина, она варит борщ. Он гуляет с собакой, она моет пол. Есть ощущение некой налаженности быта, а если где-то и происходит сбой, то он кажется незаметным. Потому что гораздо ценнее ощущение принадлежности: «Я принадлежу к чему-то, что больше, чем моё маленькое «я»». Это чувство своей стаи дорогого стоит.

Энергии делается несколько меньше, но её вполне достаточно. Одновременно кажется, что эйфорию Сарам Пада можно вернуть – надо просто больше заниматься. Поэтому порой йогины начинают гнаться за максимально долгими и сложными крийями и ждут, когда же «вштырит» как раньше. Но не вштыривает. Энергетический кредит в банке потихоньку скуднеет.

…А потом этот вентиль перекрывают ещё сильнее. Радость куда-то девается. Чувство принадлежности перестаёт быть столь ценным (это часто бывает с чувствами, которые теряют свою новизну).

Практика вдруг из поддержки делается вызовом: йогин встречается с той частью внутри себя, которая начинает сопротивляться занятиям. Не хочет идти на класс и уж тем более не хочет практиковать дома. Иногда это происходит незаметно – просто вдруг почему-то находятся более интересные и важные дела. Иногда возникает отчётливая скука или раздражение при мысли о крийях и медитациях.

Чем-то похоже на ситуацию в паре, когда двое прожили вместе пару лет, и оказалось, что их представления о семейной жизни не оправдались – она вовсе не полна тех ярких вспышек радости и счастья, к которым оба привыкли в период влюблённости. Праздник кончился, начались будни, полные постоянных забот и усилий, которые зачастую не приносят ожидаемых плодов.

Вы выкладываетесь, стараетесь, варите условные борщи – но счастья больше нет.

В кундалини-йоге эта стадия называется Шакти Пад (не путать с шактипатом, это другой термин) и может наступить в период от трёх до одиннадцати лет практики. Это период, когда человеку бросают вызов.

Продолжение следует...


Екатерина Антропова — преподаватель Кундалини-йоги и телесно-ориентированный психолог: https://www.facebook.com

Фото: natashamarieyoga/instagram.com