Руслан Клейтман о новом методе йоги Акхила йога

Руслан Клейтман о новом методе йоги Акхила йога

А.: ╾ Руслан, Вы создали авторский метод йоги Виньяса Крама. Расскажите, пожалуйста, о его истоках. Когда и как у Вас появилась идея создания своего собственного метода? И зачем?

Р.: ╾ Нет, я не создатель авторского метода. Анализируя современные динамические стили йоги, я сделал очевидный вывод: все серьезные школы (Аштанга Виньяса Паттабхи Джойса, йогаАйенгара, Дживамукти-йога Шэрон Гэннон и Дэвида Лайфа , Вини-йога Дешикачара и т.д.) уходят корнями в традицию Шри Т. Кришнамачарьи. Все эти стили очень разные: силовой, почти армейский стиль АштангаВиньяса, терапевтический подход Айенгара,общеразвивающий подход Вини-йоги… но в тоже время в них очень четко прослеживаются универсальные, объединяющие принципы. Мой вывод был таков, что каждая упомянутая выше система йоги либо не обладает полным знанием, либо является узкоспециализированной и по каким-то причинам не использует весь спектрпервоначального знания. Решение было одно – обратиться к первоисточникам. К счастью для всех практикующих, Т. Кришнамачарья написал несколько книг: «Йогасанагулу», «ЙогаМакаранда» и др. В них он в сжатой форме описал полученную им Гималайскую систему Виньяса Крама йоги от его Гуру – Шри НарасимхаБчарати Свамигал. К счастью также, Шриватсу Сарасвати Рамасвами, который обучался у Кришнамачарьи более 30 лет, представил эту систему в своей книге «Полный метод ВиньсаКрама йоги». Стали вырисовываться основополагающие базовые принципы и образовываться целостная картина. Таким образом, несмотря на то что в моем методе преподавания есть авторские наработки, они основываются на базовом знании и являются органической прогрессией Гималайской системы Виньяса Крамы йоги. У меня нет амбиций в отношении создания «собственного метода», я просто хочу служить людям и развитию йоги. Все знание идет от Учителей, а изначальное знание –от Единого.

А.: ╾ Как бы Вы описали основные характеристики Виньяса-йоги?

Р.: ╾ Метод является системным, всесторонним подходом к духовной эволюции на основе ключевых принципов классической йоги. Полноценным развитием, балансом и контролем всех оболочек, или тел человека: физической, энергетической, психoэмоциональной, интеллектуальной и причинной. Для воздействия на каждую конкретною оболочку были разработаны и протестированы столетиями конкретные методы. Мы изучаем комплексный подход, а не узконаправленный. Я твердо уверен в том, что невозможно добиться успеха, не приведя всю систему в гармонию. Нет толку в том, чтобы закинуть ногу за голову или даже две, если вы растрачиваете свою энергию в крысиной гонке за материальными благами. Нет толку также и в том, чтобы быть беспристрастным к материальным благам и не быть в состоянии оплатить вовремя квартирную плату и организовать быт вашей семьи и т.п.

А.: ╾ Как Вы объединяете практику йога-асан с древним знанием Аюрведы?

Р.: ╾ Аюрведа, без сомнения, может быть использована для подборки алгоритмов поз,подходящих по конституционному типу (Вата,Питта, Капха), но это уже относится к терапевтической йоге. Меня в йоге больше интересуют духовные аспекты, путь к освобождению, самореализации. Однако знания Аюрведы я широко применяю в повседневной жизни. Диначарья – ежедневный уход за телом, принципы питания, медицина и прочее.

А.: ╾ В чем различие между Хатха-йогой и Виньяса-йогой, если вообще таковое имеется? В России до сих пор существует существенная путаница в понятиях.

Р.: ╾ Сегодня, к сожалению, не многие понимают,что такое Хатха-йога. Многие думают, что Хатха-йога – это практика классических поз в спокойном режиме. Но – как говорят русскоязычные иммигранты – «это не есть правда». Хатха-йога – семиступенчатая практика:
  1. Крии – очистительные практики. 
  2. Асаны – физическая практика, использующая позы как психоэнергетические мудры.
  3. Пранаяма – контроль энергетических потоков за счет осуществления контроля над дыханием. 
  4. Мудры и бандхи – печати и замки. 
  5. Пратьяхара – перенаправление внимания от органов чувств внутрь.
  6. Дхьяна – медитация. 
  7. Самадхи – сверхсознательное состояние. 
Не трудно заметить, что в Хатхе-йоге отсутствуют элементы морали, ритуала и т.п. Система нацелена на поднятие энергии кундалини, другие аспекты вторичны. Виньяса Крама основывается на классической модели йоги Патанджали, но использует в физической практике сложную хореографию асан, выполняемых в едином потоке с многочисленными элементами контроля. Перечислю несколько из них:
  1. Поток должен выполняться так, чтобы что каждое движение было на 100% синхронизировано с дыханием. 
  2. Дыхание должно быть ровное, непрерывное, ритмичное. 
  3. Поза должна быть устойчивая, но должна присутствовать легкость. 
  4. Взгляд должен удерживаться в определённой точке.
  5. Идеальная расстановка – архитектура поз. 
  6. Мудры и бандхи – печати и замки т.д. 
За счёт этого внимание удерживается на «здесь и сейчас», вторичные мысли не возможны по факту, в сознании просто не остается места для них.

А.: ╾ После обучения и сотрудничества с такими выдающимися преподавателями, как Андрей Лаппа, Дункан Вонг и Шива Рэй, почему Вы решили работать независимо от них?

Р.: ╾ Как я уже говорил ранее – у меня нет амбиций в отношении создания авторского стиля, но в то же время я собрал уникальную информацию из разных источников, и сейчас есть задача классифицировать и свести её в логичною, эффективную, целостную, а главное – понятную систему. Пишу книгу и концентрируюсь на оттачивании моей программы для преподавателей йоги 200-500 ч.

А.: ╾ Руслан, что Вы думаете обо всех современных авторских стилях йоги? Разве недостаточно классического подхода?

Р.: ╾ Это просто эпидемия какая-то, все хотят создать свой авторский стиль. Год-два занимаются йогой – и давай свой стиль создавать. Смешно. Десятилетия нужны для того,чтобы базовые тексты прочитать, изучить, осознать, в практике протестировать, осмыслить, добиться результатов в личной практике. Я вижу достаточно известных, признанных учителей,которые горазды и пару рюмок опрокинуть, и про себя замечательных часами рассказывать, и маме нагрубить. Тут не об авторском стиле думать, а о том, как хорошим человеком стать да как остальным служить.

А.: ╾ Кому подходит Виньяса-йога? Есть ли какие-нибудь минимальные требования к допуску для практики?

Р.: ╾ Практика хороша для всех, кто в состоянии отжаться от пола, стоя на коленях, хотя бы один раз.

А.: ╾ Есть ли у Вас какое-нибудь объяснение того факта, что йогой сегодня в большей степени интересуются все-таки женщины?

Р.: ╾ К сожалению, должен отметить, что современные мужчины ленивы и инертны, не хотят ничего менять. Если на работу сходил, то уже хорошо. Женщины инициативны, им надоелото, как идут дела, хотят изменений. Хотят лучше выглядеть, лучше чувствовать себя, хотят быть счастливыми.

А.: ╾ Как Вы сами пришли в йогу? Был ли это некий «зов сердца», насущная потребность или просто любопытство?

Р.: ╾ Было разбитое сердце, неудовлетворённость, отсутствие смысла в жизни… Дальше так не мог, остро встал вопрос: Кто Я? Зачем Я здесь? Стал искать ответ.

А.: ╾ Почему Вы остались в практике? Что она дает Вам сейчас?

Р.: ╾ Духовная реализация – единственная цель человеческой жизни. Машины, квартиры, дети, семья, любовь – это вторично. Поймите меня правильно: современный практик должен быть интегрированным в мир и выполнять свою Дхарму (обязанности) на «отлично» перед супругом, детьми, родителями, работодателем. С большой эффективностью – максимум результатов, минимум энергетических затрат. Тогда наступает Шанти (мир), и у вас остаются ресурсы на выполнение главной задачи – самореализации.

А.: ╾ Вы вегетарианец?

Р.: ╾ Да.

А.: ╾ Что является основой Вашей личной практики?

Р.: ╾ Крии, Диначарья, ритуал, пранаяма, физическая практика по возможности в течениедня, ритуал и медитация вечером.

А.: ╾ Каков Ваш основной посыл ученикам, инструкторам, которых Вы готовите к преподаванию?

Р.: ╾ Главное – это личная практика. Учите тому, что что практикуете сами, и верьте Единому.

А.: ╾ Вы следите за новостями политики,мировой экономики и т.п.

Р.: ╾ Отслеживаю минимум, достаточный для того, чтобы ориентироваться в происходящем.

А.: ╾ Что значит «жить духовной жизнью» в современном мире?

Р.: ╾ Я уже говорил, практик может иметь семью и быть полностью интегрированным в современную жизнь. Но должен всегда помнить,для чего живет и выполнять свою Дхарму, обязанности. Хари Ом Тат Сат

Руслан приезжает в Россию и в студии Yoga Room 27-29 мая проведет семинар выходного дня по методу Акхила-йога. Интенсив будет интересен преподавателям, работающим в таких потоковых направлениях йоги, как Ashtanga, Vinyasa, Jivamukti, Tri, Universal, Yoga23, Apnea, а также всем желающим систематизировать и углубить свои знания и личную практику йоги с возможностью начать преподавание в будущем. Подробности и регистрация здесь: https://yogavgorode.timepad.ru/event/320243/

Читайте также