Любая духовность – это йога

Любая духовность – это йога

В апреле вышла новая книга «Диалоги о медитации», один из ее авторов – Дада Садананда, русский йог, монах, учитель медитации, автор проекта урокимедитации.рф. Для встречи с Мастером команда Yoga Journal отправилась в Калининград – в такой умиротворяющей атмосфере неспешного города состоялась беседа с ним. Удивительно, но любую, даже самую сложную тему, Дада раскрывает через личную историю, анекдоты, притчи, воспоминания, и таким образом его идеи становятся доступнее, ближе, яснее.

                                                    WhatsApp Image 2021-04-17 at 12.10.29.jpeg

- Каковы истоки вашего учения? Традиции, которые вы несете и преподаете, – они откуда?

- Из Индии, это индийские истоки. Можно сказать, что так или иначе мы наследуем тантре. Тантра тоже очень древняя, и поэтому сейчас такой большой спектр всей этой тантры – существуют буквально абсолютно противоположные друг другу вещи, потому что тантра ветвится и ветвится много тысячелетий. В своем оригинальном формате тантра – это то, что освобождает от невежества.
В Индии произошел сплав ведической традиции и тантрической традиции. Ведическая традиция пришла вместе... Лучше правильно говорить «ведийская традиция» – пришла вместе с иммиграцией народов.
Арийские племена думали, что туда, куда летят птицы, – там самое интересное, – и двигались за ними. И постепенно люди начали прибывать на север Индии, и они несли с собой вот это ведийское мировоззрение. И оно выражено в писании, которое называется «Ригведа».

Считается, что эта веда была создана за пределами Индии, то есть, собственно, в России. А потом остальные две веды и третья веда – Яджур-веда, Атхарва-веда и Сама-веда – были созданы уже в Индии, но под влиянием местной традиции, тантрической традиции. Две эти вещи сошлись, забурлили, законфликтовали, происходил обмен идей, и потом они дали современную индийскую культуру. И, конечно, есть ведические влияния, есть тантрические влияния в йоге, то есть это сплав.

Ваше учение – очень красивое и продуктивное. Но кажется, что оно больше для избранных, и современным людям, живущим повседневными хлопотами, достаточно тяжело его воспринять. Что Вы советуете для начинающих йогов? С чего стоит начинать свой путь?

Я рекомендую начинать с практики базовой медитации, очень простой медитации. Когда ты садишься, успокаиваешься и пять минут концентрируешься на дыхании. И все! Стараешься дотронуться до своего внутреннего мира. Потому что, если отбросить все турбулентности нашего ума, то внутри всегда есть любовь, всегда есть сладость, всегда есть радость. Медитирующий человек – он как шахтер. Он глубоко забуривается, уходит в забой, добывает драгоценный материал и выходит на поверхность.
Так же и в медитации – ты идешь, добываешь сладость, добываешь любовь, добываешь благость и потом делишься с окружающими этим, и постепенно твоя среда начинает меняться.

Поэтому, если человек начал медитировать пять минут утром и вечером, я фактически гарантию даю, что его жизнь изменится за полгода.

- А что все-таки первично? Асаны, пранаямы, медитация?

- Яма и Нияма – нравственные принципы. Ты можешь вообще ничего не знать о йоге, пранаяме и медитации, но если ты хороший человек, то ты йог.
Яма и Нияма – это первичные принципы. Я вчера у себя на стенке «ВКонтакте» написал, что медитация не гарантирует тебе, что ты будешь хорошим человеком. Йога в целом не гарантирует тебе, что ты будешь хорошим человеком. Но то, что ты хороший человек, гарантирует тебе хорошую медитацию.
Это очень важное понимание, потому что многие люди думают: как же, ты ж йог! И они строят относительно тебя какие-то ожидания, что ты должен быть таким, таким и таким...

Но чтобы быть «таким» нужно постоянно развиваться и совершенствовать разные ступени йоги.

Поэтому первая часть йоги – это поведенческая, то есть понимание, насколько благородно твое поведение и мышление.
И на основе улучшения своего поведения ты становишься способен к более высоким ступеням йоги. К медитации, асанам и так далее. Соблюдать нияму очень важно. Базовая форма медитации – это один из принципов яма-ниямы, в частности, называется «Ишвара пранидхана», или «попытка направить ум к высшей цели». «Ишвара пранидхана», то есть поиск высшей истины, – это мой главный приоритет в жизни.
Ты можешь стать духовным искателем, только практикуя вот такую интроспекцию погружения. А потом – более высокие стадии развития в медитации. К примеру, медитация «дхьяна» – это продвинутая форма медитации. На начальном уровне можно делать базовую форму медитации, это будет часть процесса ниямы.

        WhatsApp Image 2021-04-17 at 12.10.30.jpeg

- Возвращаясь к хорошему человеку: как с помощью йоги стать хорошим человеком?

- Следовать принципам Ямы и Ниямы: Ахимса, Сатья, Астея, Брахмачарья, Апариграха. Не причинять вреда, поддерживать доброжелательную правдивость, не воровать, видеть в других проявление высшего и нестяжательство. Не гнаться за материальными средствами, не накапливать материальные средства, иметь то, что тебе нужно, не иметь то, что тебе не нужно.
Ограничиваться, то есть сохранять такое экологическое сознание. Если мы все будем разумно ресурсы расходовать на данной планете, мы все будем в раю жить здесь. Но когда человеку мало, тогда мы устраиваем себе ад. Поэтому, когда люди начинают следовать Апариграхе, она дает благоприятную среду. Я вот смотрю, в некоторых странах, например, в Скандинавии есть какая-то естественная Апариграха. Они стараются скромно жить, заботиться о среде окружающей, разумно расходуют ресурсы, и это хорошо.

В принципе, если это станет общей культурой, общечеловеческой культурой, мы будем хорошо жить. Это первый кодекс внешнего поведения, потом – кодекс внутреннего поведения – Нияма. Шаоча – чистота тела, одежды, ума. Сантоша – быть счастливым, несмотря ни на что, в любых обстоятельствах.

Тапах – значит непрерывное развитие.
Установку себе даешь, что я буду всегда развиваться, и для этого я буду даже испытывать дискомфорт. На самом деле, любое достижение на тапахе основывается. Сейчас вы сюда прилетели и берете интервью у меня, вы совершили тапах, то есть вам нужно было преодолеть расстояние, дискомфорт и так далее. Бизнес, например. Для того чтобы построить бизнес, необходимо очень много тапаха. То есть вы жертвуете силами, энергией, средствами для того, чтобы материализовать какую-то идею для своего развития или развития человечества. И это очень важно для человека, это один из важнейших принципов. Потому что как только человек застыл в своем развитии, он деградирует и становится токсичным. Так устроена наша душа.

Потом Свадхьяя – изучать духовные принципы, и Ишвара пранидхана – медитировать и ставить высшую цель своей жизни.

Вот эти десять принципов, через которые ты станешь хорошим человеком.

- Что йога для Вас? Философия, религия, образ жизни?

- Йога означает «самйога джога итюкто дживатма параматманах». Соединение индивидуальной души и высшей души есть йога. Как финальная цель – это познание истины, познание внутри себя, поиск божественного начала.

  • На каком-то фундаментальном уровне, наверное, любая духовность – это йога.

  • В каком-то глубинном контексте йога и религия – это одно и то же, это один и тот же мистицизм.

  • Но йога – это единение, а религия – воссоединение. Религия – это фиксированная система верований, а йога – скорее, исследование. В религии мы говорим с позиции «я знаю».


    Все необходимое знание есть в книге, нет необходимости что-то исследовать. В йоге мы исходим из позиции, что «я не знаю, я в невежестве пребываю». Для того чтобы выйти из этого невежества, нам нужно получать больше информации, больше знаний и быть открытым к тому, что мои убеждения, – ложны, и я эти убеждения постоянно подвергаю критическому анализу, я подвергаю их бомбардировке.

    Может быть, я неправ – я считаю, что это квадратное, а оно на самом деле круглое. И для того, чтобы стать адекватным, мне нужно адекватно воспринимать реальность. Поэтому я проверяю истинность постулатов. Это такая приверженность истине и поиску, а не каким-то постулатам. Этот подход, конечно, ближе к научному подходу.

    Сегодня же йога зашла в западный мир. Западный человек боится всех идеологий, религий и так далее. И вот протагонисты этой новой йоги западного образца решили, что можно вырезать все остальное и оставить чисто те вещи, которые объяснимы для этой материалистической парадигме. Вспомните советский фильм «Индийские йоги: кто они?» С этого момента все началось в Советском Союзе. Там есть такой пассаж. Какой-то из советских академиков говорит: «Мы должны взять все выкинуть, чуждое нашему мировоззрению, эти религиозные, какие-то философские, йоговские идеи и оставить то, что практично, прагматично, нужные асаны, дыхательные упражнения и так далее».

    Когда ты выкидываешь этот контекст, философский, нравственный, то йога перестает быть йогой, она теряет свою душу. Она становится чем-то таким, некрасивым. И не делает из тебя красивую личность. Потому, что те недостатки, которые есть в тебе, нужно исправить, и потом ты будешь расти целостно и красиво.

    Вот так!
                                                                end1.png

    Читайте также