Дело мастера

Иван Засурский: Приближается ваш 90-летний юбилей. Вместо того чтобы почивать на лаврах, вы продолжаете учить и учиться. Почему это происходит?

Б.К.С. Айенгар: Практика – выравнивание в асанах – мой предмет. Это то, что дало мне знание. Если я оставлю сейчас практику, значит, я не религиозный человек. Я мог бы говорить, самовыражаться и стать йогином-говоруном, но я этого не сделал. Я все еще следую своей дхарме. У меня нет образования – я пришел к своему нынешнему уровню, занимаясь по многу часов каждый день. Йога выстроила меня. Я благодарен этому искусству. Поэтому я должен поддерживать этот уровень. Так я выражаю глубокое уважение к методу, благодаря которому мне удалось достичь этого уровня, и продолжаю практику. В этом моя мораль. В этом моя этика.

В одной из своих книг вы упоминали о том, что учитель вашего учителя жил 250 лет. Вам приходилось задумываться о смерти и о том, что будет после?

В воле Господа дать мне освобождение. Если он захочет дать его мне, то даст. Я сказал вам, что служу людям. Здесь так много учеников, что должен быть и учитель. Есть и следующие поколения – и всех надо выстроить. Бог может заставить меня принять жизнь и продолжить мое дело, и я это сделаю. Возможно, этому не будет конца, но меня это не пугает, – я не хочу свободы, я знаю, что это такое. Поскольку я привязан к своим студентам, я повязан по рукам и ногам. А поскольку я связан, нет причин для беспокойства – мое будущее определено.

Вам нравится жить?

Я осознаю, что должен служить человечеству, поскольку я человек сострадательный, хоть и кажусь диким. Вопрос служения для меня очень важен.

После стольких лет практики, вы по-прежнему ощущаете развитие или занимаетесь, чтобы поддерживать форму?

Если я скажу, что уже по­знал себя и обрел единение со своим внутренним «Я», – это будет высокомерием. Я все еще ищу: как я могу выйти за пределы этого? Мой взгляд идет глубоко внутрь, мой ум идет еще глубже. Вы думаете, что я делаю Шавасану, как вы, люди, – просто расслабляясь? Я сохраняю свое внутреннее внимание очень-очень подвижным.

И куда вы направляете внутренний взор?

Я не могу измерить глубину тела.

Но вы остаетесь внутри?

На сто процентов.

Почему вы используете так много веса в Шавасане?

Я делаю это, чтобы быть ближе к Матери-Земле. Чтобы все части тела были слиты с ней. Чтобы все мое тело целиком покоилось на ней. Я хочу лежать у нее в объятьях, целиком и полностью. Если использовать меньше веса, бедра не будут прикасаться к земле. Какие-то части ног будут близко к ней, какие-то нет, но мне хочется, чтобы все ткани моего тела касались ее.

О вас говорят, что вы не занимаетесь медитацией как таковой. Это правда?

Мой друг, это мое естественное состояние.

Так вы не «делаете» этого специально?

Это состояние приходит само по себе, позже. Когда усилие не требует усилия само по себе. По мере продвижения в практике вы все меньше и меньше думаете о частях тела, вы идете охотиться за анандой, блаженством и бесконечностью, которые есть внутри нас.

И это в любом искусстве, на любом пути?

Во всем. Начиная осваивать любое искусство или организуя новое дело, вы должны прилагать усилия. Но в результате, если вы упорны и последовательны, максимальное усилие неизбежно приводит к действию без усилия. В этой жизни я следовал своему пути, по­это­му я счастлив.

Что вы советуете ученикам, столкнувшимся с трудностями в практике и готовым свернуть?

Вы замечали, что, прежде чем происходит прогресс, зачастую возникает сопротивление? Когда это случается, вы должны считать так: это не сопротивление, это просто этап. Но если вы решите остановиться, подумав: возможно, потребуется время, чтобы продолжать развивать­ся дальше, – приходят неудачи. Мно­гие люди думают: «О, прогресса нет, значит, эта практика не для меня», – и бросают. Сколько раз без всякого ощущения прогресса я продолжал заниматься! Я никогда не думал о дру­гом пути... Если бы думал, убе­жал бы прочь. И это было возможно. Но я строго держался своего пред­ме­та. Господь никогда не позволял мне браться за другие дела. Это означает только одно – я сохранил фундамент. Действие само по себе обязательно дает результат. Например, вы практикуете два часа в классе. В это время ваш ум сконцентрирован на предмете или он блуждает?

Я стараюсь сосредоточиться на одном.

Нет, это происходит автоматически, и в этом заключается искусство преподавания: удерживать учеников в настоящем моменте. Таким образом, если я держу их в этом состоянии два часа, я могу сказать, что выполнил свою работу хорошо. Два часа ученики были сконцентрированы – этого вполне достаточно. Но они не уходят домой: они практикуют снова и снова. Вот как происходит трансформация в сад­ха­не. Изменения происходят к лучшему, но не думайте, что мы все окажемся в раю. Если смотреть вашими глазами – рай наверху. Но я говорю: будьте твердыми! Если вы будете твердо стоять на ногах, рай будет у вас в руках. Если же вы смотрите вверх или нетвердо стоите на ногах, вы неминуемо упадете. Йога, по словам Патанджали, укрепляет фундамент. Это означает, что тело может стать стабильным, и от этой стабильности вы можете продвигаться внутрь себя. Например, если вы выполняете Ширшасану, а ваш ум при этом бродит, удастся ли вам сохранять равновесие, или вы упадете? Падать неприятно, и вы автоматически развиваете внимательность. В этом и заключается прелесть йоги: асаны «сами по себе» учат вас развивать концентрацию и внимание.

Читайте также