Амма

Амма родилась в 1953 году в Керале в бедной и набожной семье. При рождении девочке дали имя Судхамани — «сокровище». Истории о том, как Судхамани росла и взрослела, словно соревнуются друг с другом в искусстве похвалы. Одни биографы утверждают, что в шесть месяцев Амма уже говорила и ходила, в три года — пела, а в пять лет сочиняла молитвенные песни бхаджаны, которые поражали своей глубиной и мудростью. Другие рассказывают, что раннее детство Аммы прошло в долгих медитациях на морском берегу, а подростком она, как Иисус, на глазах у прохожих превращала воду в панчамритам — благоухающее сладкое лакомство. Как бы там ни было, достоверно известно одно — девочка перенесла все тяготы крестьянства, нищеты и одиночества и с малых лет посвятила себя заботе о других.

Домашний ангел

Мать Аммы умерла, когда ей было девять лет. Отец, проводящий целые дни в море, не мог управляться со скудным хозяйством и семью детьми. Оставив школу, Амма полностью посвятила себя домашней работе, сестрам и братьям. Улыбчивая, кроткая, неунывающая, она нянчилась с детьми, стирала, готовила, собирала по соседским домам остатки еды для коров. Всегдашняя открытость и участие Аммы, импульсивно переходящей от сострадательного взгляда к крепкому объятию, не находили отклика у тех, кто ее окружал. Дотрагиваться до чужих людей, а тем более девушке до мужчин считалось неприличным, почти постыдным. Как она может обнимать нищих? Зачем ей прижиматься к больным? Но Амму не останавливали ни дурные слова соседей, ни запреты родных.

Рассказывают, что в четырнадцать лет Амма пережила удивительный мистический опыт — видение Ади-Парашакти, божественной Матери. После этого вся ее жизнь наполнилась новым смыслом — обрести единение с этой энергией, стать проводником сакральной материнской любви ко всем живым существам. Любовь, переполнявшая Амму, выплескивалась в спонтанных объятиях. Девушка обнимала всех, кто был в горе, равно отдавая свое тепло каждому безутешному.

Постепенно жители деревни привыкли к ее поведению, а спустя несколько лет и вовсе начали относиться к молодой женщине как к святой — просили у нее благословения и исцеления. Любовь победила недоверие и предрассудки. В ответ на самоотверженность и заботу люди стали называть Судхамани Аммой — мамой, а она звала их детьми.

Воспитанная в ортодоксальной индуистской общине, Амма безоговорочно принимала концепцию кармы — верила, что страдания человека обусловлены прошлыми поступками. Но для нее карма не возмездие, перед которым нужно смириться, а призыв к действию. «Если чья-то карма — страдать, то разве не наша дхарма (долг) облегчить его страдания?» Для Аммы возможен только один ответ, и он выражен не в словах — в объятии.

Любовное настроение

С конца 1970-х дом, в котором жила семья Аммы, превратился в настоящее место паломничества: люди со всего побережья Кералы приходили за утешением и духовными советами. В 1981 году, чтобы распространить идеи Аммы, были основаны ашрам и школа — деньги собирали всем миром. Вместе с учением родилось и новое имя его основательницы — Мата Амританандамайа, что в переводе означает «Мать бессмертного блаженства», и имя ашрама — Амритапури («Град бессмертия»).

С течением лет ашрам рос и развивался. Сегодня на его территории находится большой крытый зал для медитации и бхаджанов и шестиэтажный храмовый комплекс, где проходят встречи с Аммачи. Есть и аюрведическая клиника, библиотека. Напротив входа в ашрам с годами были построены два 16-этажных корпуса гостиницы-общежития.

В резиденции-ашраме Амма принимает всех страждущих — тысячи паломников со всего света. Одни приходят сюда, чтобы разрешить жизненные проблемы, а другие — получить наставление на истинный духовный путь. Кто-то приезжает на день или два, а кто-то остается на месяцы. Амма лично встречает каждого просящего, даря свое тепло и любовь всем, кому она нужна.

Выражение этой универсальной любви известно как даршан Аммы. Это беседы с паломниками, в завершение которых Амма обнимает каждого пришедшего к ней человека. Амма утверждает, что ее основной принцип общения с учениками людям — не столько слова, сколько непосредственное взаимодействие энергиями любви. Как правило, даршан начинается ближе к полудню и продолжается несколько часов — иногда до 20 часов без перерыва. Амма и пошутит, и утешит, и обязательно обнимет и поцелует всякого пришедшего на встречу с ней. Последователи утверждают, что в течение даршана Амма может принять две тысячи человек. Жизнь в ашраме подчинена трем аспектам духовной практики — медитации, бхаджанам (религиозному пению) и добровольной работе на благо других. Каждодневное бескорыстное служение людям, глубокое внутреннее сосредоточение и прославление божества — лучшие пути достижения внутреннего мира и гармонии, верит Амма.

Ашрам Амритапури просыпается в 4 утра. С 4:50 до 6:00 длится Арчана — повторение тысячи имен божественной Матери. С 8 утра — часовая медитация. До и после обеда — часы севы, любой работы, исполняемой с бескорыстным отношением. Перед ужином — традиционное пение бхаджанов, песен преданности Господу. Во время пребывания в ашраме гости могут выполнять любую работу, которая будет им по душе, главное — осознанность и преданность делу. Содержание и обслуживание ашрама ведется добровольцами — сами жители готовят еду, подметают территорию, следят за чистотой Амритапури.

Самый усердный работник ашрама — сама Амма. Ее можно увидеть носящей кирпичи, доящей корову или чистящей туалеты, проводящей встречи с учениками или занимающейся делами ашрама. Ее ученики рассказывают истории о том, как даже после долгого приема посетителей Амма готовит для них еду и кормит, как маленьких детей, из своих рук.

Установленный распорядок в ашраме варьируется в зависимости от сезона, но неизменно соблюдается, даже если Амма в отъезде. В то время, когда она находится в Амритапури, она дает даршаны по средам, четвергам, субботам и воскресеньям. В эти дни к 11 утра послушать Амму стекаются не только все жители ашрама, но и паломники из соседних деревень.

Амрита-йога

В Амритапури зародилась и практика Амрита-йоги — особой методики работы с телом и в первую очередь с сознанием, созданной на основе учения Аммы. Амрита-йога — это техника интегрированной медитации, основанной на сочетании некоторых классических асан, дыхательных упражнений и упражнений на сосредоточение. Эта техника вобрала в себя элементы древнейших йогических практик, но максимально адаптирована для современного человека и учитывает его ментальное состояние, потребности и постоянный дефицит времени.

«Хотя духовных путей много, главных из них только четыре: Бхакти-йога (йога преданности), Карма-йога (йога действия), Джняна-йога (йога знания) и Раджа-йога (йога обуздания ума и чувств). Цель всех йог — обуздание ума, то есть мыслей. Каким бы ни был путь, достижение цели возможно при истощении васан (привычек). Невозможно сказать, какой путь наилучший, потому что каждый значителен и уникален по своему».

Практика Амрита-йоги углубляет осознанность, способствует раскрытию творческого потенциала, заряжает энергией, помогает снять напряжение, обрести внутренний мир и гармонию. Являясь частью учения Аммы, Амрита-йога мягко направляет учеников к достижению главной цели человеческой жизни — самореализации — через раскрытие сердечной чакры. Именно через этот центр возможно ощутить состояние истинной любви, глубже постичь себя и развить внутреннюю силу.

Обнимая мир

Медитацией, беседами с паломниками, многочасовым экстатическим пением бхаджанов и неустанной работой жизнь Аммы не ограничилась. Вскоре после основания резиденции она осознала, что способна обнять не только ближнего, но и весь мир. Так тридцать лет назад возникла благотворительная некоммерческая организация Embracing the World («Обнимая мир»).

Амма стала путешествовать по миру с бесплатными публичными выступлениями. Традиционно из года в год в январе благотворительная миссия Аммы начинается с двухнедельной поездки по южной Индии. Затем несколько недель работы в ашраме и снова в путь — по штатам центральной и северной части страны. Весной Амма уезжает на две недели в Австралию, Сингапур и Японию. В начале лета — в США, где проводит около месяца (в Сан-Рамоне, в окрестностях Сан-Франциско, находится самый крупный ашрам Аммы за пределами Индии). В октябре Амма приезжает в Европу и проводит по несколько дней в Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Финляндии и других странах. На юге Франции находится ее европейский ашрам. Затем Амма снова возвращается на две недели в США и отправляется в Индию.

Учение Аммы универсально, внерелигиозно и фактически сводится к единственному догмату — любви. Послание Аммы — сама ее жизнь: дарить самоотверженную любовь всем, кто встречается на пути.

С помощью преданных учеников, посвящающих себя служению другим, гуманитарные и образовательные проекты Аммы расцвели во всемирную Миссию Маты Амританандамайи. Ее фонд занимается сбором средств для поддержки пострадавших от цунами и ураганов, строит дома для бездомных и приюты для сирот, поставляет медикаменты и койки для больных, выплачивает пенсии обездоленным, раздает бесплатные обеды беднякам. Так сострадание и любовь становятся деятельными.

Амма не только устраивает открытые встречи и руководит благотворительными проектами, но и регулярно выступает на международных форумах, посвященных проблемам укрепления мира и межрелигиозной гармонии. Каждая новая награда становилась очередным знаком общемирового признания миротворческой, просветительской и благотворительной деятельности Аммы.

За годы служения людям Амма обняла и утешила более 32 миллионов человек, даря каждому из них свою любовь. В свои 60 лет она удивительно энергична и успевает принимать огромное количество паломников, совершать поездки по всему миру и управлять огромной благотворительной организацией. «Где есть любовь, там все делается без усилий», — улыбается Амма.

Амма говорит, что назначение ее ашрамов — предоставить людям место, где они могут посвящать все свое время и энергию памятованию Бога, бескорыстному служению и выработке таких качеств, как любовь, терпение и уважение к другим. Жизнь Аммы — это воплощение безусловной, материнской любви к своим детям. Эту любовь не нужно заслужить или оправдать. И у этой любви нет границ.

Читайте также