Золотая середина или История двух тазобедренных суставов

Золотая середина или История двух тазобедренных суставов

Тем самым он частенько лишал себя возможности покататься на качелях или попрыгать на батуте. Тогда он попробовал вести себя жестче, и это сработало – теперь его стали бояться. Новая роль его здорово увлекла. И качели, и батут оказались в его распоряжении и абсолютной власти, однако развлекаться ему теперь приходилось в одиночестве: своим поведением он не только ставил на место задиристых детей, но и отпугивал друзей.

И вот тут-то и начался поиск середины: какая форма поведения наиболее уместна и действенна в конкретной ситуации? Он сходил от края к краю, попробовав остановить свой выбор только на одном, но это не сработало. Скоро он понял (правда, не без помощи своей удивительной мамы), что теперь у него есть целых два способа действовать: с друзьями он вел себя все так же лояльно, а вот провокаторам быстро объяснял, кто здесь главный. А я подумала: может, вот такое логичное жонглирование совершенно разными подходами и есть золотая середина?

Когда мне стало совершенно точно понятно, что каждодневная практика в горе и в радости, в болезни и здравии – это никакой не принцип тапасья, а отказ от занятий на долгие месяцы – это вовсе не ахимса, я снова задала себе вопрос: где же эта чудесная грань? Главным открытием для меня стала идея о том, что середины между ними никакой быть не может: они неразрывны, и одно без другого перестает быть самим собой. Это две стороны одной и той же монеты и, похоже, что золотой.

Применить это понимание к общей практике было просто: делай то, к чему душа лежит именно сегодня. Камнем преткновения для меня было раскрытие пахов. Здесь душа никогда и ни к чему не лежала. Однако мое непоколебимое упорство в желании подружиться с собственным тазом и нескончаемые попытки подойти к нему все с новых сторон привели меня к занимательному выводу: не все то золото, что блестит, и не все то йога, что называется санскритским словом. Это похоже на то, как если бы я хотела подружиться с англичанином, но считала необходимым сделать это исключительно с помощью русских слов. Возникает вопрос: что мне важнее и интереснее – новый друг или конкретная форма дружбы? Похоже, все это время мне нужно было просто разобраться с тем, чего же я хочу.

И я стала разрабатывать таз с помощью давно отложенного на полку Аутентичного Движения. Однажды после такой практики, я встретилась со своей подругой – великолепной танцовщицей. Я призналась ей, что во время движения не могла отделаться от мысли о том, как именно вращается головка моей бедренной кости во впадине, и эта картинка вызывает у меня навязчивую ассоциацию с тисками. В ответ она рассказала мне об опыте, который получила на занятии необычной голландской преподавательницы Тьярды ван Стратен. На своем мастер-классе та предложила группе представить, что их конечности – это эластичные ленты, проходящие через тело. Эта метафора сработала на меня словно бомба.

Во время следующей практики Аутентичного Движения я не чувствовала ни боли, ни давления, ни острых выстрелов – ничего. Меня переполняло чувство свободы, оно было настолько ярким и новым, что в какой-то момент из моих глаз брызнули слезы – я плакала от изумления, счастья и восторга. Выполняя в тот же день облегченную вариацию Хануманасаны, я с изумлением обнаружила, что сажусь гораздо глубже, чем обычно и испытываю настоящее удовольствие: мои связки и мышцы пели, словно Пуччини – счастливо, вдохновенно, всем своим существом. Я, наконец, нашла золотую монетку тапасья-ахимса, предназначенную для любимых тазобедренных суставов! Оказывается, я просто искала не там!

Сама направленность йоги, ее линейность, ее геометричность – все это было для меня в этом вопросе насилием. Поэтому никакое приложение усилий – ни чрезмерное, ни умеренное мне не помогало. Но стоило мне разобраться с тем, чего же я хочу: баддхаконасану (срочно!!!) или свободу суставов, как тут же нашлось то средство, которое подошло именно мне.

Размышляя об этом опыте, я склоняюсь к новому выводу: может, для того, чтобы научиться применять принципы ахимсы и тапасьи по отношению к собственному телу, необязательно так уж упираться именно в йогу? Ведь что есть цель: освободить в себе новые ресурсы или сделать это строго определенным способом? Что важнее: радостный результат или принципиальный способ его достижения? Ну, тут уж каждый решает сам, а мой выбор вполне очевиден и лично мне безумно приятен.