Сериал «Махабхарата»: мудрость веков

Сериал «Махабхарата»: мудрость веков

Я с большим удовольствием посмотрела первые серии сериала «Махабхарата». Смотрела на хинди, хотя и не знаю этого языка. Но знакомому с сюжетом древнего индийского эпоса «Махабхарата» знание языка не нужно. И так все понятно.

Сериал ежедневно выкладывается на Ютьюбе, и первую серию за три недели просмотрели 300 тыс. человек. Да что там триста тысяч! В первый день показа к экранам телевизоров прильнули больше 8 млн зрителей! Фильм, на мой взгляд, очень современен, не рябит в глазах от множества роскошных деталей, он адаптирован к современному зрителю. Картинка яркая, но она модно яркая. Индийские зрители восприняли сериал по-разному. Одни плевались, другие восхищались. Именно так обычно и происходит с хорошими работами. Но все поголовно отмечали, что такую историю, как «Махабхарата», испортить невозможно. Слишком уж мощный посыл она в себе содержит, слишком мудра и прошла проверку временем, оставаясь актуальной и в наши дни.

Для нас эта постановка, равно как и предыдущие, проходит незаметной. Уже пару десятков лет у нас в стране – демократия, предполагающая свободный выбор. В действительности же наша демократия напоминает выбор между обедом из курицы и обедом из рыбы в салоне самолета. Многое остается за кадром, в том числе и жизнь столь любимой нами однажды страны Индии. В Узбекистане в 90-е годы показывали «Махабхарату» и «Рамаяну», и улицы пустели, как в Рамадан, когда передачи транслировались по ТВ. В Казахстане в прошлом году показали мультфильм «Маленький Кришна», и прошел слух, что в каком-то из регионов России его показали тоже. Хорошо, что хотя бы недавно в прессе упомянули, что в Индии начнут снимать мультфильм по «Махабхарате». Но на этом – все.

А жаль. Наш телезритель, закормленный «Комеди Клабом», «Интернами» и разнообразными американскими поделками, был бы приятно удивлен. Но нет –мы не ждем показа «Махабхараты», в наших новостных программах и в рунете тоже не прозвучала тема. «Афиша», чей сайт претендует на знание многих и многих кинолент, «Махабхарату» не освещает. Нам не надо. У нас все есть в достатке. Зачем нам мифы Древней Индии? Да, переведут фильм энтузиасты, он появится на каком-то сайте, и посмотрят его пару тысяч человек.

                                             Unknown.jpg
 
И вот я пользуюсь возможностью, чтобы на выделенном мне судьбой пятачке интернета попробовать прославить это произведение и попытаться разобраться вместе с вами, чем оно могло бы нам стать полезно.
Сама по себе история «Махабхараты» грандиозна. Нет ни одного человеческого порока, как и ни одной добродетели, который не был бы там описан. Гнев, жадность, зависть, вожделение, склонность к самообману – все это повторяется вновь и вновь и ведет к самым непредсказуемым последствиям. История длинная, но, изучив ее, понимаешь, что ничего там ни убавить, ни прибавить – потому что одно несовершенство влечет за собой другое, и вот уже неправильные поступки катятся один за другим, нарастая, как снежный ком, на полной скорости превращаясь в трагедию.

[vrezka color=pink italic=1]В Индии даже ребенок знает, что автор «Махабхараты» – мудрец Вьясадев.[/vrezka] Наши и западные же ученые гадают – было-не было, ранняя редакция - поздняя редакция, кто-то что-то дописал, другой подправил...А для индийцев проблемы такой не существует, произведение им понятно настолько, что его даже можно переносить на экран телевизора в формате мыльной оперы. Многие считают, что «Рамаяна», «Махабхарата» и «Пураны» – хроники прошедших времен, записанные в связи с приходом Господа на землю. Этим они объясняют тот факт, что рассказы эти никогда не устаревают и не приедаются.

И действительно, вся мощная история о противостоянии двух кланов, их встрече на поле битвы и размышлениями Арджуны на тему «сражаться или не сражаться» представляется прародительницей всех наших почитаемых произведений. Здесь можно найти ответы на волнующие нас вопросы: «Тварь ли я дрожащая или право имею», «что делать», «кто виноват». Даже образ князя Болконского, лежащего на поле боя под голубым безмятежным небом и размышляющего над смыслом жизни, отсылает нас туда же – к Арджуне, у которого на Курукшетре, перед лицом вражеской армии, опустились руки и задрожал голос, когда он, могучий воин, вдруг усомнился в смысле войны и всего вообще. Считается, что в «Махабхарату» вложена вся мудрость восточной философии. Мудрец Вьяса решил, что Веды слишком сложны для понимания обычных людей, и потому все знание Вед он искусно вплел в канву повествования, сделав его тем самым доступным для «женщин и низкорожденных».

Вот лишь один пример такого «вплетения». Царь Юдхиштхира повстречал Ямараджу, Бога смерти. Тот спросил у Юдхиштхиры: «Что является самым удивительным на свете?» И Юдхиштхира ответил: «Сотни и тысячи живых существ расстаются с жизнью каждую секунду, но при этом глупый человек считает себя бессмертным и не готовится к смерти. Это и есть самое удивительное». («Махабхарата», Вана-парва 313.116)

             sayan-nath-l3NHCLojHds-unsplash.jpg

Вернемся же непосредственно к сериалу.

Телеканал Star Plus затеял небывалую рекламную кампанию с целью привлечь зрителей, в первую очередь молодежь. Сериал рекламировался в интернете – на Youtube, MSN и Yahoo! Были созданы специальные приложения для телефонов, на радио затеяли шоу с обсуждением основных персонажей. В газетах «Бомбей Таймс» и «Дели Таймс» под рекламу передачи выделялись целые полосы, в 350 кинотеатрах по всей стране в течение четырех уик-эндов демонстрировались рекламные ролики. В результате сериал вызвал нешуточный интерес со стороны публики. Зрители спорили об аутентичности костюмов, о спецэффектах, об уместности южноиндийского танца на коронации царя на севере Индии, об образе рассказчика Кришны. Мол, цвет кожи у него в сериале светлый, хотя его имя предполагает совсем другое, и вообще, он еще не родился, когда история рассказывалась. Другие отвечали: да нет же, это он потом пересказывает историю, она как бы в прошлом случилась!

Прекрасна в своей ярости Амба, которой начинаешь сочувствовать сквозь века, настолько затруднительной оказалась ее ситуация. Амба, думая, что Бхишмадева собирается жениться на ней, полюбила его, но Бхишмадева, давший обет брахмачарьи, отказался взять ее в жены. Впервые задумываешься, скольких трудов ей, привыкшей к жизни во дворце принцессе, стоило дойти до ашрама мудрецов. В книжке ведь просто написано: «Амба направилась в поселение аскетов». А тут ты наглядно видишь, как она шла через леса и горы, и колючки вонзались в ее нежные стопы... Есть ли что-то страшнее гнева оскорбленной женщины?
В шестой серии на сцену выходит Гандхари. Она была одной из красивейших женщин своего времени и к тому же обладала замечательными качествами. Узнав, что ее будущий муж слеп, она решила последовать за своим спутником жизни и добровольно стать слепой, и поэтому она закрыла глаза многослойной шелковой повязкой...

Лепестки роз, яркие сари от ведущих болливудских дизайнеров, смелые кшатрии на белых скакунах. Именно такая Индия, какой мы ее себе представляем – красочная и сказочная. Продолжаем смотреть!

Автор - 
Олеся Подцероб

Читайте также