Кто на новенького?

Моим первым наставником в медитации был школьный приятель, который, загоревшись идеей достичь просветления, практиковал йогу обнаженным на заднем дворе своего дома и, подобно Будде, медитировал под деревом. Его инструкции были очень просты: «Не делай ничего специально. Просто сиди спокойно, расслабляйся и будь в настоящем моменте». Однако уже через пару минут мой ум был где угодно, но только не в настоящем. Подобно мячику для пинг-понга, он весело скакал между прошлым и будущим. После нескольких лет занятий с более опытными учителями я пришла к выводу, что спонтанное медитативное переживание, которое мой приятель описывал как «ничегонеделанье и наслаждение глубинным чувством присутствия», и собственно практика медитации, цель которой научить ум с готовностью погружаться в медитативное состояние, – это разные вещи.

Вне всякого сомнения, у каждого из нас был опыт спонтанного медитативного переживания, даже у тех, кто никогда целенаправленно не занимался практикой медитации. Это состояние могло возникнуть, когда вы, например, любовались видами природы, или занимались любовью, или смотрели в глаза ребенку, – словом, в те моменты, когда все ваши тревоги отступали, мысли успокаивались и вы могли позволить себе просто быть. Для немногих счастливчиков это состояние легко достижимо, они способны по­грузиться в него в любой момент. Но для того чтобы этот опыт был управля­емым и вы могли наслаждаться им регулярно, необходимо начать с последовательной тренировки ума.

Преимущества регулярной практики медитации подтверждены многочисленными исследованиями. Она избавляет от тревожности, решает проблему высо­кого кровяного давления, избавляет от депрессии и множества других физических и умственных недугов. Благодаря практике медитации развиваются творче­ские способности, повышается продуктивность, достигается внутреннее равновесие. Однако главное ее достоинство в том, что она дарит свободу от тирании негативных мыслей, оккупирующих наш ум, – тех самых, которые навязчиво твердят нам, что мы «недостаточно хороши», что «есть только один путь решения этой проблемы» или что у нас «совсем нет времени для занятий медитацией и йогой». Даже самые тривиальные мысли о покупках, которые следует совершить, о проекте, который необходимо закончить к следующей неделе, или о долгожданном отпуске могут загнать нас в ловушку воображаемого будущего или заново переживаемого прошлого, лишив возможности наслаждаться богатством настоящего момента.

Как бы мы ни мечтали жить настоящим, для большинства из нас задержаться в нем хотя бы на минуту – непростая задача. Именно поэтому в медитативной традиции присутствует такое огромное количество практик сосредоточения ума. С их помощью мы тренируем свой ум, подготавливая почву для более частых и более полных медитативных переживаний. К этим практикам (многие из которых описаны здесь) относятся концентрация на дыхании, чтение мантр, созерцание пламени свечи. Существуют сотни, если не тысячи, техник, цель которых научить ум фокусироваться на поставленной задаче, не отвлекаясь и не блуждая.

Тяжело в учении…

Конечно, ум не расстанется с привычкой думать в одночасье. На ранних стадиях практики я бы посоветовала относиться к нему как к маленькому ребенку, которого вы обучаете поведению за столом. Вы же не станете требовать от двухлетнего малыша идеальных манер, впервые посадив его за стол со взрослыми? Вам придется множество раз ласково и терпеливо объяснять ему, что к чему, прежде чем он научится, не отвлекаясь по сторонам, доносить ложку до рта и перестанет швыряться морковкой в собаку. Лишь спустя некоторое время, под вашим чутким руководством он усвоит новые для себя навыки, и тогда его поведение изменится.

Когда вы учитесь медитировать, ваш ум нуждается в такой же любви, терпении и заботе с вашей стороны, которые вы проявили бы к своему ребенку. Первые попытки его «приструнить» и заставить на чем-то сконцентрироваться, скорее всего, вызовут сопротивление. Уже через несколько минут однонаправленного сосредоточения ваш ум может почувствовать себя утомленным и начать буйствовать. Возможно даже, он попытается старательно следовать полученным инструкциям, но и в этом случае будет постоянно отвлекаться, поскольку именно к этому он привык. Просто будьте с ним, подбадривая добрым словом и ласково наставляя, как ребенка. Никогда его не «наказывайте», а спокойно возвращайте к поставленной перед ним задаче. Не стоит рассчитывать, что ваш ум «войдет во вкус» за одну или две медитативные сессии. Но помните, что, если вы будете последовательны в своих занятиях, ваш ум постепенно станет более послушным и обретет способность к концентрации.

Не верю!

В своем труде «Йога-сутры» мудрец Патанджали определил йогу как «читта вритти ниродха», что в приблизительном переводе означает следующее: перестав идентифицировать себя со своими изменчивыми мыслями, мы испытываем состояние йоги, когда сердце, тело и ум объединяются и мы познаем свою истинную природу. Медитация – один из способов достичь этого состояния.

Вопреки расхожим представлениям практика медитации вовсе не предназначена для того, чтобы избавить нас абсолютно ото всех мыслей. В конце концов способность думать – это один из величайших даров человеческого существования, который следует по-настоящему ценить. На самом деле благодаря практике медитации мы начинаем лучше осознавать свои мысли и, что еще более важно, осознавать свою реакцию на них. А это может в корне изменить наше отношение к жизни.

К примеру, научившись более осознанно относиться к тем увлекательным историям, которые рассказывает нам наш ум, и к возникающим вследствие этого эмоциям, мы начнем различать мысли, основанные на страхах, и мысли, отражающие реальное положение дел. «Пока мы не начали тренировать свой ум в медитации, мы склонны идти у него на поводу. Мы безоговорочно верим ему, когда он настойчиво твердит нам, что «мы никуда не годимся» или, наоборот, что «мы лучше всех», – говорит Дебра Чэмберлин-Тэйлор, преподаватель медитации из Калифорнии. – Все эти истории, порожденные нашим умом, ведут к страданию. Перестав отождествлять себя с непрекращающимся шумом собственных мыслей, мы обретаем открытость, легкость и спокойную созерцательность по отношению к жизни». Не существует какой-то простой техники, с помощью которой можно незамедлительно «перенестись» в состояние присутствия в настоящем моменте. Однако в результате регулярной практики вы постепенно, шаг за шагом научитесь достигать медитативного равновесия, что бы вокруг вас ни происходило. Обучая себя пребывать в настоящем, по­гружаться в него полностью, вы начинаете замечать, что ощущение удовлетворенности – это вовсе не то, что случится с вами когда-нибудь, в другой, идеальной жизни, на самом деле оно есть у вас прямо сейчас, в самом центре вашего бытия.