Между явью и сном

Как добиться идеального баланса между действием и воздержанием от него? Кажется, что способ элементарен: сесть и успокоить дыхание, сфокусировав взгляд на одной точке. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже такое обычное действие, как открытие и закрытие век, требует осознанности!

Мы открываем глаза за счет совместной работы мышцы, поднимающей верхнее веко, и верхней мышцы хряща века. По отдельности они не в состоянии полностью раскрыть глаз. Мышца, поднимающая верхнее веко, подчиняется волевому усилию. Открывая глаз, мы сознательно активизируем ее, так же, как задействуем мышцы руки, когда нам нужно разжать кулак. Работа верхней мышцы хряща века регулируется симпатической нервной системой, поэтому ею невозможно управлять с помощью волевого усилия.

veko435.jpg

Совместная работа этих мышц отражает физиологическое состояние организма. В состоянии беспокойства мышцы, подчиняющиеся сознательной воле, активизируются по всему телу. Мышцы, поднимающие верх­нее веко, — не исключение. При возбуждении они также «приходят в состояние боевой готовности», широко раскрывая глаза. Тем временем симпатическая нервная система получает дополнительный импульс, идущий от самого состояния организма, — в данном случае бодрствования, — и стимулирует верхнюю мышцу хряща века, чтобы та раскрыла глаз еще шире.

Когда мы засыпаем, сознание выключается, поэтому волевая часть нервной системы прекращает подавать сигналы мышце, поднимающей верхнее веко. Расслабляется и симпатическая нервная система, поэтому верхняя мышца хряща века постепенно ослабляет свою хватку. Веко опускается и накрывает глаз.

В состоянии спокойной бдительности, когда ум активен только наполовину, наши веки естественным образом остаются полуоткрытыми.

anat_228_01.jpgСпокойные условия
В древнекитайском трактате «Тайна золотого цветка» описана техника намеренного достижения сосредоточенного состояния ума: «Смотрите на кончик своего носа — проводник глаз. Не раскрывайте глаза слишком широко, чтобы не отвлечься на внешние объекты. Но не закрывайте их слишком плотно, иначе потонете в океане собственных фантазий. Взгляд остановится на кончике носа, только если веки опущены наполовину».
Почему мы становимся более собранными и спокойными, опуская взгляд вниз? Китайские мудрецы объясняли это тем, что «опущенные веки ограничивают поле зрения практикующего — внешние раздражители перестают его отвлекать, но мозг при этом не засыпает». Опуская взгляд, мы рефлекторно прикрываем верхние веки. Тот же рефлекс воздействует на нервы, за счет которых осуществляется работа век.
Представьте, что вы пребываете в сильном возбуждении, а ваши глаза широко раскрыты. Если вы опустите взгляд вниз, веки рефлекторно прикроются, а мышцы, поднимающие веки, частично расслабятся за счет того же рефлекса. При этом волевые и симпатические нервы, которые держат мышцы в активном состоянии, успокоятся. В процессе расслабления этих нервов общий уровень физиологической активности снизится и эмоциональное состояние выровняется.
Можно достичь и обратного эффекта — пробудить тело и ум, если сначала плотно прикрыть глаза, а затем намерено приподнять веки. Если когда-нибудь вами овладеет вялость, заставьте себя открыть глаза хотя бы наполовину, и вы увидите, что общее напряжение в двух мышцах, приподнимающих веки, увеличится. Совершаемое вами произвольное усилие пробудит ум и косвенно стимулирует симпатическую нервную систему, которая поможет раскрыть глаза и распространит сигналы активности по организму. Тем не менее легче достичь состояния бдительности и покоя, находясь изначально в возбужденном, а не сонливом состоянии. Веки опустятся сами, если всего лишь посмотреть вниз под нужным углом. А чтобы пробудиться от апатии, придется совершить мощное волевое усилие, что само по себе затруднительно в таком состоянии.
В «Тайне золотого цветка» сказано, что с помощью медитации легче погасить буйство эмоций, чем справиться с ленью. Чтобы развеять сонливость, китайские мудрецы рекомендовали бодрые прогулки на свежем воздухе.
Поэтому медитативную технику работы с веками лучше всего сочетать с практикой асан в положении сидя и с дыхательными упражнениями. Положение сидя с ровной спиной — нечто среднее между стимулирующим положением стоя и усыпляющим положением лежа, что позволяет уравновесить тело и ум. А пранаяма, выравнивающая длину вдоха и выдоха, балансирует процессы возбуждения и торможения.

Все вниз
Изучая реакции тела на практику, Б. К. С. Айенгар заметил, что на вдохе глаза непроизвольно стремятся вверх, а это значит, что для фиксации взгляда под определенным углом на каждом вдохе может понадобиться сознательное усилие. По мере вдоха веки следует произвольно опускать вниз, не позволяя им раскрыть глаза, так как вдох стимулирует симпатическую нервную систему, незаметно активизирующую верхние мышцы хряща века, которые слегка приоткрывают глаз.

Оставаться на уровне
Прак­тиковать эту медитативную технику нужно в состоянии активного ума. Сядьте, скрестив голени. Выровняйте затылок и позвоночник на одной линии. Соедините ладони и поместите основание больших пальцев на основание грудины. Не наклоняя головы и двигая лишь глазами, посмотрите на кончики средних пальцев рук. Затем поднимите взгляд чуть выше и найдите точку на полу вдоль линии взгляда. Сделав это, опустите руки на бедра или голени. Смотрите на точку, будьте неподвижны. Ды­­шите равномерно, следя за тем, что­бы глаза и веки не поднимались на вдохе. Можно моргать, не меняя при этом угол зрения.
Выполняйте упражнение, сохраняя глаза и веки неподвижными, в течение 10 циклов дыхания. После завершения практики оцените свое состояние. Посмотрите на себя в зеркало — и если даже после такого непродолжительного занятия вы обнаружите, что взгляд смягчился, а верхние веки при этом слегка опустились по сравнению с тем положением, в котором они находились прежде, — значит, занятие пошло на пользу. Со временем увеличивайте продолжительность упражнения до двух и более минут. Как только разберетесь, что к чему, бегать к зеркалу, чтобы отследить эффект медитации, не понадобится — ощущение ясности, легкости и радости будет ответом на ваш вопрос.