Курение или пранаяма в тама-гуне

Курение или пранаяма в тама-гуне

Когда я стала преподавать йогу, то уже избавилась от многих зависимостей, среди которых было курение. Причем определённую роль в этом сыграла Хатха-йога, ставшая моей первой школой йоги. Когда я делала долгожданную затяжку после занятий, меня начинало всю передергивать от отвращения: «Полтора часа сидела в асанах, дышала и прислушивалась к каждому импульсу организма, а сейчас травлю его никотином?!» − в ответ моё тело уныло вздыхало клубами дыма... Любая школа йоги позволяет расширить сознание, и Хатха-йога дала возможность лучше почувствовать желания своего тела. На ментальном уровне меня давно посещала мысль о жизни без зависимости, но будучи заядлым курильщиком с 16-летним стажем (из которых последние два года я курила по две пачки в день), мне было очень и очень непросто бросить курить. Даже после нескольких сердечных приступов, когда мой разум кричал «хватит!». Но суть всех зависимостей такова, что голос разума заглушается и включаются психологические защиты, позволяющие идти на поводу желаний ума: «Мне нравится курить! А если захочу, то в любой момент брошу».

Карма воли

С понедельника и Нового года я регулярно бросала курить: иногда не курила один день, иногда несколько месяцев, а один раз продержалась больше года, но все равно возвращалась к курению, причем еще больше увеличивая дозу. Почему? Психология и йога дали возможность понять, что если использовать волю для подавления импульса самскары, то это не только не удовлетворит глубинное желание, лежащее в ее основе, но и создаст новые – вторичные, третичные самскары. Мало того, когда импульсы самскар вытесняются, то они приобретают другие искаженные формы. Например, среди моих знакомых есть люди, которые, бросив курить, стали чрезмерно пить кофе, объедаться или употреблять алкоголь. Любые моральные и аморальные волевые усилия – это новая Карма и чем дальше, тем сложнее распутать узелок. Что же теперь, не бросать курить? Да! Если намерение не достаточно созрело, то лучше из двух зол выбрать меньшее, чем формировать новые пагубные привычки или «выкуривать» кому-то мозг, раздражаясь от невозможности сделать затяжку. При освобождении от зависимости важно, чтобы ведущей, опорной частью была не сила воли, когда подавляются пагубные желания и мысли, а сила намерения, при которой мысли и чувства выстраиваются в единый энергетический поток и действуют максимально согласованно в достижении поставленной цели. Как этого достичь?

Приручить дракона

«Что курил, что радио слушал»  известное высказывание среди курильщиков, когда заболтался с друзьями и не заметил, как потушил окурок. Но на самом деле курильщик все время действует «на автомате» он не осознает себя во время курения. Когда я решила перейти «на ручное управление», то полностью исключила «перекуры на бегу», сделав из процесса курения целый ритуал: брала чашечку ароматного чая, садилась поудобней и, медленно затягиваясь, выкуривала сигарету, наблюдая за своим состоянием. Какое чувство привело меня к желанию покурить? Что происходит с этим чувством во время курения? Достигла ли я удовлетворения этого чувства, когда покурила? Очень полезно делать подобные записи в дневник, а потом перечитывать. В течение двух месяцев количество выкуренных сигарет сокращалось, потому что каждый раз, когда возникало желание, я всё лучше осознавала, насколько процесс курения отвратителен и бесполезен. «Если нельзя, но очень хочется, то можно?»  Да. Самое главное  это наблюдение, строгий контроль мыслей, а не сдерживание пристрастия. Поскольку если желание привычки не изжито, то оно подобно отрубленной голове дракона обязательно вырастет, и смертельная схватка будет неизбежна. Только полное осознание мысли лишает ее силы и прекращает питать желание. Подавление же мыслей помогает драконам кормиться и расти.

Практика

На момент отказа от курения я не была знакома с Кундалини-йогой, но мне известно, что она могла быть прекрасным инструментом детоксикации при проявлении абстинентного синдрома*, который выражался у меня в ужасной никотиновой ломке ног на протяжении двух недель. А может я бы бросила курить так, как сделали мои студенты во время 40-дневного комплекса с Агни пранаямой, когда практика йоги помогла им достичь такой духовной силы, что желание курить отвалилось само собой! Но так или иначе я не курю уже много лет. В традициях нашей школы есть множество подходов в борьбе с пристрастиями. Так, например, Йоги Бхаджан предлагал начинать работу с зависимостями, балансируя элемент Земли, или говорил: «Когда вы чувствуете желание закурить, вдохните и задержите дыхание. Так, заменяя никотин кислородом, за неделю или две вы освободитесь от этого. Вы нуждаетесь в своей силе. Вам необходимо развивать своё дыхание. Вам следует уметь контролировать своё дыхание. Дышите как хотите и где хотите. Поверхностное дыхание — это главная проблема человека». Мастер предлагал следующую технику: сядьте в позу для медитации. Разбейте цикл дыхания на 3 равные части: 20 сек. — вдох; 20 сек. — задержка на вдохе; 20 сек. — выдох. Данная пранаяма балансирует полушария мозга и освобождает от страхов и беспокойства. Открывает к ощущению своего присутствия и присутствия духа. Развивает интуицию. Работает весь мозг, особенно передняя часть мозговых полушарий. Продолжительность от 3 до 31 минуты.**

Примечания:
• Кундалини-йога не является заменой психологической или медицинской помощи.
• Новичкам практику Кундалини-йоги следует выполнять под руководством учителя.
*группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема психоактивного вещества, либо снижении его дозы после неоднократного, обычно длительного и/или в высоких дозах употребления. Абстинентный синдром является составной частью синдрома зависимости.
**Описание пранаямы взято из книги «Абсолютный баланс».

Художник: Android Jones


Sampuranjeet Kaur (Юлия Кудрявых)  преподаватель Кундалине-йоги и практикующий психолог. Регулярно проводит психологическую консультативную практику с использованием традиционных и йогических методов помощи, направленных на улучшение взаимоотношений, поиск и раскрытие внутренних ресурсов человека.