Растворение эго и социальная реализация – что выбрать?

Растворение эго и социальная реализация – что выбрать?

В популярной йогической и эзотерической литературе и публицистике довольно часто встречаются призывы к «растворению эго», «отказу от чувства личной значимости», «преодолению гордыни и эгоизма». В качестве аргументов используются высказывания самых разнообразных великих Учителей и Духовных лидеров, начиная от Далай-Ламы и заканчивая Карлосом Кастанедой и его Доном Хуаном, а также выдержки из индуистских, буддийских и других священных текстов. Красивые слова, как в королевстве Кривых зеркал, отражаются и множатся на страницах книг, статей, публикаций и соцсетях, ничего не меняя в людях, их жизнях, судьбах, не давая ответов на вопросы, не делая никого счастливее…

Зачем растворять Эго?

Многие (если не все) восточные религиозно-философские традиции призывают к отказу и растворению эго. В буддизме, например, эго – источник желаний, а желания – источник страданий. Откажись от эго, не желай ничего и не будешь страдать.

В ведантизме растворение эго необходимо для познания абсолютной Истины. Идея в том, что понять Истину – Абсолют ограниченным человеческим сознанием невозможно. Чтобы постичь Абсолют, нужно слиться с ним, стать с ним одним целым, а для этого как раз и нужно полностью растворить все границы человеческой личности и свое эго. Также растворение эго приводит к просветлению и выходу из колеса сансары.

И нету других забот…

Но давайте честно: для многих ли из нас актуальна такая цель, как «слияние с Абсолютом», например? Кто-то мечтал об этом с детства? У многих ли главное желание всей жизни – выйти из колеса сансары, «и нету других забот»? И разве многим из нас не было бы приятно получить достоверные доказательства того, что вслед за этой жизнью будут другие, что «мы, отдав концы, не умираем насовсем»? То есть, по сути, слияние с Абсолютом и выход из колеса сансары вообще не то, чего мы хотим, и их-то как раз мы и не хотим.

Счастье или избавление от страданий?

Возраст восточных религиозно-философских традиций насчитывает по несколько тысяч лет. Конечно, несколько тысяч лет назад люди физически были такими же, как и сейчас: у них тоже было две руки, две ноги. Но сознание, возможности, насущные проблемы и устремления были совсем другими! Человеческая жизнь была коротка и почти полностью тратилась на добывание пропитания тем или иным способом, но всегда тяжелым трудом. Потому и актуальны были пути и возможности «избавления от страданий» и перспективы не рождаться больше никогда в этом мире.

Современный человек не страдает массово и поголовно от голода, от холода, от боли – какая-никакая, но медицина есть даже у нас. Наши страдания, большей частью, – порождение наших мыслей и неправильных жизненных установок. Поэтому проблема избавления от страданий и т.д. для современного человека не особо актуальна.

Для нас актуально простое человеческое счастье: здоровье нас самих и наших близких, гармония в парных отношениях, материальное благосостояние, социальная успешность, творческая реализация. Нужно ли для достижения этих целей растворять эго?

«Возложите свое эго к ногам гуру»

Вот выдержка из замечательной трилогии Роберта Свободы «Агхора», часть II «Кундалини». Это слова агхори Вималананды, 12 лет прожившего на смашане (место кремации трупов в Индии) и вернувшегося в социум.

«В один прекрасный день один из тех людей, кто называет себя «Бхагаваном» (Богом), устраивал большой прием в Чоупатти (пляж в пригороде Бомбея). Вход стоил 25 рупий. Поначалу я не хотел идти туда, в особенности потому, что противно было смотреть, как духовность продается за деньги, но один из моих друзей настаивал на том, чтобы я увидел этого «великого святого». Он и оплатил мой входной билет.

«Предполагалось, что каждый, кто приходил к этому святому, принесет с собой цветок. Я послал их к черту и не взял с собой ничего. Когда мы явились туда, так называемый Бхагаван велел всем взять свое Эго, вложить его в цветок и возложить его к ногам «гуру». Он называл это великой «Прайогой Мохини».

«Когда настала моя очередь, я приблизился к нему. Он взглянул на меня и сделал жест, означавший: «Где твой цветок?»

«Я сказал ему: «Будьте любезны, объясните мне одну вещь. Если я вложу свое Эго в цветок, я умру на этом самом месте; ведь именно благодаря своему Эго я жив. Мое Эго тождественно с телом, и если ему придется выйти из него, тело мгновенно обмякнет и умрет. И как я тогда буду с вами тут разговаривать? Пожалуйста, объясните мне, как все это возможно? Как поместить мое Эго в цветок?»

«Он внимательно посмотрел на меня, потом обменялся взглядами с одним из своих учеников, который понял намек и велел мне убираться. По тому, как все его ученики окружили нас и стали угрожать, я понял, что меня здесь запросто могут побить. Мы ушли. Это был тот самый человек, который учил своих учеников, что они могут войти в самадхи, сконцентрировав всю свою энергию в сексуальном центре, пробуждая Кундалини и испытывая великий космический оргазм. Что за чушь! Неужели Кундалини до такой степени обесценилась? Видишь ли, под видом религии в Индии все что угодно сойдет с рук».

Человек и его эго

Эго тождественно не только с телом, по сути эго – это и есть личность человека со всеми присущими ей качествами и атрибутами, как плохими, так и хорошими. Если когда-то вы потеряли хорошего друга, любимого человека, ценного клиента из-за ерунды, из-за того, что с вами не так разговаривали, недостаточно уважительно к вам относились, из-за того, что никто не хотел уступить, – это проделки вашего эго. Недели не проходит без новостей о том, что кто-то попал в больницу (или в морг) в результате конфликта из-за места на парковке, некорректного поведения водителей на дороге, случайно брошенного взгляда или фразы в чей-то адрес и т.д. Это тоже результат раздутого эго. Многие из нас теряли время, нервы, здоровье, деньги, стремясь доказать свою правоту, силу, значимость, крутизну. Это эго.

Но если вы стали победителем, если вы позитивно оцениваете свою жизнь и судьбу, если у вас есть достижения, которыми вы гордитесь, если вы своими руками строите свое счастье – это тоже эго! Именно эго проявляется как сила воли, сила духа, оптимизм, умение подниматься с колен и вылезать из болота, не раскисать, не сдаваться, выживать самим и помогать своим близким.

И если человек выбирает для себя путь растворения эго, он выбирает и отказ от социальной реализации и от жизненной успешности.

Социальная реализация или растворение эго?

Путь растворения эго – это путь отшельничества, затворничества, монашества, скитаний, но никак не способ или возможность жизни в социуме. И тут важно себя не обманывать, говоря: я растворяю эго, мне ничего не нужно, я ничего не хочу. Потому что на самом деле, если мы остаемся в обществе, нам нужно. И наше внутреннее Я это прекрасно знает, а подавленные желания рано или поздно проявятся агрессией, депрессией, проблемами со здоровьем, подрывом материального положения и, в конечном счете, развалом судьбы.

«Раздвоение личности»

Человек рождается с некоторым определенным набором личностных качеств и черт характера, из которых складывается как бы первая часть нашей личности. Вторая часть нашей личности, нашего эго, формируется под влиянием общества, обучения, воспитания, социальной среды и национальной культуры. Все это опутывает нас, как паутиной, отдаляя от нашего настоящего внутреннего Я и подменяя его инспирированной обусловленностью, социальными ролями, стереотипным поведением и привычным реагированием. Именно с этой частью эго и связано большинство наших жизненных неудач, проблем, затруднений и конфликтов. Именно эта часть задает вопросы «а что обо мне подумают?», «а как я буду выглядеть?», «а вдруг у меня не получится?».

Вот именно с этой частью эго и есть смысл что-то делать. А именно: осознавать, анализировать, трансформировать.

Что же касается врожденных черт характера, а не обусловленных социумом и не приобретенных в процессе жизни страхов и комплексов, то личное дело каждого, что с ними делать. Если на протяжении всей вашей жизни они вас поддерживали и давали силы для выживания, творчества и самореализации, то вряд ли стоит их «растворять». Если же ваши врожденные черты характера при любой неприятности вгоняют вас в депрессию, мешают двигаться вперед в реализации своего жизненного предназначения, то тогда стоит задуматься об их трансформации.

Но в любом случае нужно учиться и привыкать осознавать все проявления своего эго, анализировать их, и те, которые мы считаем негативными для себя – трансформировать (не подавлять!), нужно уходить от социальной обусловленности и отучаться эмоционально реагировать привычным образом на все, что с нами происходит, переходя шаг за шагом к осознанному проживанию. Это убережет нас как от ненужных неприятностей, так и от разрушения нашего естества.

Всему свое время

И напоследок вот еще что. В тех же древних традициях существует такое понятие как ашрамы. Ашрамы – это стадии, периоды жизни и духовного развития человека, каждому из которых соответствуют свои задачи. Всего их четыре и каждый длится 25 лет. Первый – от рождения до 25 лет это брахмачарья ашрама, посвящаемый обучению. Второй (25 – 50 лет) – грихастха – предназначен для создания семьи, воспитания детей, социальной реализации. Третий – ванапрастха – это период постепенного удаления от дел, от семьи и общества. И четвертый – санньяса – это период полного отречения от мира, время духовных практик и медитаций и подготовки к смерти.

Так что всему свое время, и, судя по этой классификации, приступать к растворению эго следует не ранее, чем в 50 лет. А до этого возраста, чем больше реализует человек себя и своих желаний, тем меньше зацепок за мирские материальные удовольствия у него останется, тем легче и быстрее будет его духовный путь, когда для этого наступит время.


Ольга Прилепова, врач, сертифицированный преподаватель йоги; личный сайт www.namaste.md

Фото: philosophiemama/instagram.com