Почаще спрашивайте себя: насколько я счастлив сейчас?

Почаще спрашивайте себя: насколько я счастлив сейчас?

Поворотным моментом в моей жизни стала встреча с Франсуазой Фридман. Она открыла для меня совершенно новое измерение йоги, которое при этом было очень близким, понятным, знакомым. До этого момента я несколько лет практиковала «нормальную» Хатха-йогу — без разделения на мужскую и женскую практику и тем более без разделения по возрастам. Конечно, я получала удовольствие от йоги и с интересом продвигалась в ней, но уже тогда было смутное ощущение, что чего-то важного не хватает. И через разных учителей доносились отзвуки этого «важного», но скорее как намек, а не целостная картина.

Обучение у Франсуазы дало более тонкие ощущения в теле, более глубокое понимание цели занятий. Вектор движения в практике сместился от внешнего развития (в частности, усложнения асан) к движению вовнутрь, ко внутренней работе. К тому моменту мне уже было очевидно, что «дотянутая» Хануманасана или лежащие на полу колени в Баддха Конасане не сулят ни счастья, ни даже каких-либо существенных перемен в жизни практикующего.

Движения женской йоги показались мне до неприличного простыми, но ровно настолько же эффективными — они дали неведомые прежде ощущения целостного тела, работы с центром тела и из центра, работы с опорой и от опоры. И это оказалось настоящим исцелением для моего тела, но еще больше — для души.

DSC01.jpg

Для меня эта связь с центром тела (он же центр тяжести) — это связь со своей самостью, с центром моего существа, с центром жизни во мне, со своей силой. Центрирование, заземление и выравнивание — эти три основных принципа женской йоги Франсуазы Фридман делают практику настолько интересной, наполненной и эффективной, что развитие «внутри себя», кажется, не имеет границ. Практика всегда новая и поэтому всегда интересная. Когда асана выстраивается изнутри, из центра, она каждый раз оказывается новой, ведь наше тело — как река, в которой непрерывно текут внутренние процессы, изменяя его. Йога — это способ войти в этот поток.

Эта практика научила меня уважению к себе — к телу, к его возможностям и ограничениям, к его ритмам и циклам. Я научилась большей чуткости к ритмам своей души с пониманием того, что есть периоды подъема и периоды спада — и это нормально.

Эта практика научила меня уважению к другим — к текущему состоянию и потребностям каждого конкретного человека, который пришел сегодня ко мне на занятие. Это дало возможность слышать, видеть, чувствовать, что мне говорит тело другого человека, а не его ум. Например, при выполнении Супта Баддха Конасаны на вопрос «Вам удобно?» я могу услышать от женщины в ответ: «Нормально». Но ее тело говорит мне: «Ненормально!» Часто достаточно буквально пары микропоправок — и ее лицо расцветает, если ей на самом деле удобно!

DSC02.jpg

Когда ведешь по несколько занятий в день, начинаешь открывать для себя новые грани йоги в обычной жизни. Вдруг оказывается, что прогулка с собакой по парку может стать настоящей практикой — ты идешь в определенном ритме, согласованном с дыханием, наблюдаешь и телесные ощущения, и само дыхание, осознаешь все, что в данный момент видишь. Когда идешь в максимальном контакте со своим телом и чувствуешь, как оно радуется движению, каждому шагу, каждому вдоху и выдоху — и прямо на ходу начинаешь выравниваться и центрироваться. Для меня это состояние максимальной включенности — как во внешние текущие процессы, так и во внутренние — и есть связь, йога.

Или, только-только проснувшись и еще даже не начав двигаться, замедлиться хотя бы на несколько секунд или пару минут и глубоко «нырнуть» в свое тело, осознать его каждую клеточку и просто дышать, пока не нахлынул привычный поток мыслей.

Глядя на свою жизнь, на своих учителей и товарищей по йоге, я все чаще прихожу к выводу о том, что единственный критерий правильной и успешной практики — это ответ на вопрос: насколько я счастлива сейчас? Насколько я реализую себя, свой потенциал каждый день? В какой мере я слышу свое сердце и иду его путем? Йога для меня сейчас — это искренность. Честность. Подлинность. То, как есть на самом деле.


Мария Семистрельная – преподаватель йоги для женщин.

Фото: Стас Солнцев для Yoga Journal