Критерии освоения асаны: как понять, что она выполняется правильно?
Об асане можно писать книги, эта тема бесконечна — от третьей ступени философской системы Патанджали до названий на санскрите. Здесь мы ответим на конкретный вопрос: по каким общим признакам можно понять, что асана освоена?
Состояние «здесь и сейчас»
Сосредоточенность на своих действиях и ощущениях, физическое и ментальное присутствие — как исходная точка в практике асан: в этом теле, в этом месте, в это время. Это необходимое условие эффективности практики.
[banner]Дыхание
Не спонтанное, а осознанное, спокойное, управляемое. Знание, на каком цикле дыхания выполняется вход в асану и выход из нее. Независимо от уровня сложности асаны, после выхода из нее дыхание не сбивается, а пульс остается в норме.
Стабильность
Именно так в Йога-сутрах описывается один из главных критериев освоения асаны — стхира (твердый, прочный, непоколебимый, устойчивый). Для достижения стабильности очень важно чувство опоры: создание и поддержание прочного фундамента через стопы, ладони, седалищные кости — те части тела, которые соприкасаются с землей.
Расслабление
По определению Патанджали: сукхам — приятный, удобный, комфортный. Расслабление должно присутствовать в практике любой интенсивности, но это не вялость, а прежде всего освобождение от излишнего напряжения, и в то же время необходимое активное мышечное и энергетическое вовлечение, приносящее ощущение легкости и свободы в сочетании с осознанностью.
Форма
Это правильная отстройка тела в пространстве. Правильная форма — залог травмобезопасности. И все же более важна не форма, а содержание: не то, как асана выглядит внешне, а что ученик делает и чувствует, находясь в ней.
Правильный вход, пребывание и выход
Отстройка происходит уже на входе: какой будет вход, такой будет и сама асана. Пребывание в асане — спокойное, статичное, без напряжения, с необходимыми контролируемыми действиями по удержанию.
Выход должен быть травмобезопасным и вовремя. Многие травмируются именно на выходе из-за того, что слишком увлечены глубиной и продолжительностью удержания.
Умение слушать свое тело
Наше тело — наш главный учитель. Через ощущения оно подает нам сигналы, когда и насколько можно и нужно изменить прилагаемое усилие, когда наступает момент выхода из асаны, когда оно нуждается в отдыхе и расслаблении.
Умение его слушать — это способность различать правильный и неправильный дискомфорт и реагировать соответственно. Это понимание того, что мы постепенно растягиваем (а не разрываем) свои пределы, трудимся на пределе своих возможностей, но оставаясь в пределах здравого смысла.
Преподавателю важно развивать наблюдательность, чтобы уметь оценить уровень освоения асаны учеником визуально со стороны, больше внимания уделять не внешней форме, а тому, как она ученику дается: как он дышит, какое у него выражение лица и взгляд, какие движения совершает.
Задача преподавателя — донести до ученика важность того, как он идет, а не как далеко он может зайти, и одновременно обучать правильно оценивать свои ощущения, чувствовать свое внутреннее пространство и управлять им изнутри. Такая совместная работа преподавателя и ученика сделает практику эффективной, а прогресс реально достижимым.