Критерии освоения асаны: как понять, что она выполняется правильно?

Критерии освоения асаны: как понять, что она выполняется правильно?

Об асане можно писать книги, эта тема бесконечна — от третьей ступени философской системы Патанджали до названий на санскрите. Здесь мы ответим на конкретный вопрос: по каким общим признакам можно понять, что асана освоена?

Состояние «здесь и сейчас»

Сосредоточенность на своих действиях и ощущениях, физическое и ментальное присутствие — как исходная точка в практике асан: в этом теле, в этом месте, в это время. Это необходимое условие эффективности практики.

Нужно стремиться к достижению такого состояния, когда вы присутствуете в каждом своем действии, в каждый момент и по-настоящему. Где бы вы ни были, будьте там полностью.

[banner]

Дыхание

Не спонтанное, а осознанное, спокойное, управляемое. Знание, на каком цикле дыхания выполняется вход в асану и выход из нее. Независимо от уровня сложности асаны, после выхода из нее дыхание не сбивается, а пульс остается в норме.

67498246_736082986821860_8418205457342267104_n.jpg

Стабильность

Именно так в Йога-сутрах описывается один из главных критериев освоения асаны — стхира (твердый, прочный, непоколебимый, устойчивый). Для достижения стабильности очень важно чувство опоры: создание и поддержание прочного фундамента через стопы, ладони, седалищные кости — те части тела, которые соприкасаются с землей.

Расслабление

По определению Патанджали: сукхам — приятный, удобный, комфортный. Расслабление должно присутствовать в практике любой интенсивности, но это не вялость, а прежде всего освобождение от излишнего напряжения, и в то же время необходимое активное мышечное и энергетическое вовлечение, приносящее ощущение легкости и свободы в сочетании с осознанностью.

Сочетание стабильности и комфорта дает нам нужный уровень освоения асаны — усилие без усилия.

Форма

Это правильная отстройка тела в пространстве. Правильная форма — залог травмобезопасности. И все же более важна не форма, а содержание: не то, как асана выглядит внешне, а что ученик делает и чувствует, находясь в ней.

67270202_2354463808203615_2083383589713590459_n.jpg

Правильный вход, пребывание и выход

Отстройка происходит уже на входе: какой будет вход, такой будет и сама асана. Пребывание в асане — спокойное, статичное, без напряжения, с необходимыми контролируемыми действиями по удержанию. 

Продолжительность пребывания зависит от конкретной асаны, уровня ее сложности. Длительное удержание асаны способствует углублению самопознания.

Выход должен быть травмобезопасным и вовремя. Многие травмируются именно на выходе из-за того, что слишком увлечены глубиной и продолжительностью удержания.

Умение слушать свое тело

Наше тело — наш главный учитель. Через ощущения оно подает нам сигналы, когда и насколько можно и нужно изменить прилагаемое усилие, когда наступает момент выхода из асаны, когда оно нуждается в отдыхе и расслаблении.

Умение его слушать — это способность различать правильный и неправильный дискомфорт и реагировать соответственно. Это понимание того, что мы постепенно растягиваем (а не разрываем) свои пределы, трудимся на пределе своих возможностей, но оставаясь в пределах здравого смысла.

68955396_648800458973106_6064223373148913109_n.jpg

Преподавателю важно развивать наблюдательность, чтобы уметь оценить уровень освоения асаны учеником визуально со стороны, больше внимания уделять не внешней форме, а тому, как она ученику дается: как он дышит, какое у него выражение лица и взгляд, какие движения совершает.

Задача преподавателя — донести до ученика важность того, как он идет, а не как далеко он может зайти, и одновременно обучать правильно оценивать свои ощущения, чувствовать свое внутреннее пространство и управлять им изнутри. Такая совместная работа преподавателя и ученика сделает практику эффективной, а прогресс реально достижимым.