О моем 300-часовом тичерз-тренинге по Дживамукти-йоге в Индии

О моем 300-часовом тичерз-тренинге по Дживамукти-йоге в Индии

Первые два дня моего пребывания в Govardhan Eco Village я продумывала, как я могу отсюда удрать. Было жарко и пыльно. Моя комната была совсем неказистой, в ней было полно комаров (малярийных?), и что это — крысиные какашки на полу? Как я здесь смогу выжить целый месяц? Я не могу каждый день сидеть в Сукхасане 4 часа и слушать лекции. Все болит! Зачем я сюда приехала? Я не хочу быть преподавателем: я редактор, который просто хочет получить более глубокое представление о йоге (после 15-летней практики). Я не хочу ОМ, я хочу HOME. И почему wifi не работает?

Но затем, на третье утро, произошло чудо — хорошо выспавшись той ночью под москитной сеткой, я проснулась в прекрасном настроении. «Я так благодарна, что я здесь», − записала я (каждый день нам нужно было заносить свои первые утренние мысли в специальный дневник). Ушли эгоистичные мысли избалованной женщины. Мне не терпелось пойти на завтрак (вокруг прекрасная местность, освещенная волшебным восходом!) и увидеть своих новых друзей. 80 будущих инструкторов Дживамукти-йоги приехали в это удаленное место в Индии со всего мира, от Австралии до Литвы. Старшему 77 лет (!), младшему — 22.

Govardhan Eco Village — маленький рай в двух с половиной часах езды от Мумбая. Это ашрам сообщества Харе Кришна, и что удивительно, он не оставляет после себя никакого мусора! Все перерабатывается и используется заново. Большинство домиков сделаны из коровьего навоза. Вся пища, которую мы ели, очень вкусная, саттвичная и конечно веганская. Все овощи выращивают на территории ашрама, а готовят их при помощи биогаза, полученного из метана, в свою очередь полученного из коровьего навоза. У ашрама есть детский дом, а также каждый день он кормит более миллиона детей в этой провинции. Я могла бы еще долго рассказывать об ашраме и его основателе, американце Радханатха Свами (автора замечательной книги «Путешествие домой»), но лучше просто посетите их вебсайт.

Итак, как же выглядел обычный день на тичерз-тренинге по Дживамукти-йоге?

6.00 Просыпаюсь и пишу в дневнике (в-основном о том, как я счастлива).

6.10 Очистительная крийя − самомассаж сухой щеткой; очищение носа при помощи нети-пота; дыхание капалабхати; очищение языка; наули (вращаем мышцами живота – или по крайней мере стараемся это сделать); сутра нети − очищение носа при помощи нити, другой конец которой вытаскиваем через рот (признаюсь: я не овладела этим мастерством. Я начинаю давиться каждый раз, когда пытаюсь поймать кончик нити).

6.30 Занятия в своей комнате. Я уже забыла, как раньше любила учиться. Санскритский алфавит, анатомия и пять ачарьев веданты. Клеши и коши, яма-нияма, бхумики, все философские школы Индии, названия глав в «Йога-сутре». Много-много рядов слов. Я столько не училась со времен университета, а это было давным-давно.

7.00 Завтрак, который всегда был таким вкусным. Наан, чапати, роти с шпинатом, брокколи или кичари.

7.30 Преподавание в небольших группах. Нас разделили на небольшие группы по 3 человека. К концу месяца нам надо было по памяти провести два полных занятия.

8.00 Медитация Дживамукти — медитация в форме мантры. Часто это была мантра «Отпустите», а в конце месяца мы получили собственную мантру после прекрасной церемонии посвящения.

8.30 Пение мантр, в-основном из «Йога-сутр», и лекция о сутрах.

9:00-10.30 Занятие йогой (непосредственно асаны).

10:30 Лекции; иногда занятия по тому, как правильно поправлять учеников. Нашими основными учителями были Рут Лауэр и Жюль Фебре, два очень сильных и вдохновляющих учителя и оба отличные рассказчики. В последнюю неделю нам также повезло присутствовать на лекциях и занятиях Дэвида Лайфа и Шэррон Гэннон, основателей школы йоги Дживамукти.

12:00 Собрание с наставником. 80 учеников разделили на 4 большие группы, у каждой был свой ментор. Моего ментора звали Эмма Хоуп, и я ее обожаю. На этом собрании можно было задавать вопросы, ответы на которые мы не успели получить на лекции.

13.00 Мы голодные! Бежим на ланч.

14:00 – 18:00 Лекции, иногда еще одна практика асан. Это также была самая трудная часть дня. Очень жарко, иногда в районе 40 градусов — и я не знала, что долгое сидение на полу может быть таким болезненным!

18:00 Преподавание в небольших группах: мы вновь преподавали друг другу или учились поправлять учеников.

18:45 Ужин; после него — единственный свободный час за весь день (или опять учеба).

20:00 Сатсанг, медитация, пение мантр или просмотр DVD. Я обожала вечернюю программу. Все мы одевались в белое и пели мантры или смотрели интересный документальный фильм. Я уже приняла решение стать веганом в начале года, и я укрепилась в нем после просмотра таких фильмов, как«Еarthlings» и «Chew on This»

23:00 Арти – огненная церемония, самая трогательная часть дня. Мы пели вместе Маха мритьюнджайа мантру: Ом Траямбакам Яджамахе Сугандхим Пуштивардханам или Шри Кришна Говинда Харе Мураре Хей Натх Нараяна Васудева!

А затем — спать! (не помню, чтобы когда-либо у меня было такое насыщенное расписание).

Итак, это был далеко не курорт; это была тяжелая работа, но я столько всего получила! Это был очень полный и законченный тичерз-тренинг. Через две недели у нас был промежуточный экзамен, а в конце — еще один. Я хорошо их сдала, так как люблю учиться. Но на самом деле я не чувствую, что готова к преподаванию. В Дживамукти-йоге преподавание очень вербально. Нужно проговаривать каждый шаг и каждый вдох-выдох, при этом ничего не демонстрируя, и одновременно поправлять ученика. Мне это было очень трудно, хотя сейчас я тренируюсь это делать, с мужем в качестве подопытного кролика.

Почему я выбрала тичерз-тренинг по Дживамукти-йоге?

Впервые я узнала о стиле Дживамукти от Шэррон Гэннон и Дэвида Лайфа, которые приезжали на нашу первую конференцию Yoga Journal в России много лет назад, и меня просто очаровали их занятия с жизнеутверждающей музыкой и огромным акцентом на ахимсе и сострадании ко всем живым существам.

Примерно в это время удивительная Катя Кушнер открыла NYM yoga − студию, в которой все сразу чувствуют себя как дома. Катя представила Дживамукти-йогу в России, и этот стиль здесь становится все более и более популярным.

Учителя Шэрон и Дэвида — Шри К.Паттабхи Джойс, Свами Нирмаланда и Шри Брахмананда Сарасвати. Дживамукти-йога — воплощение единства бытия, и ее философия основана на 5 понятиях: ахимса — непричинение вреда, бхакти — преданность, дхьяна — медитация, нада — музыка и шастра — священное писание.

Основное, что я поняла — это что быть хорошим преподавателями йоги очень трудно, и хочу вновь выразить свое уважение моему учителю по йоге Айенгара Марии Шатлановой, которая, я надеюсь, будет продолжать меня обучать. И я глубоко кланяюсь всем прекрасным преподавателям, которые есть у нас в России. Я очень счастлива, что у меня была возможность пройти этот тичерз-тренинг. Я предвкушаю, как буду делиться моими (небольшими) знаниями и применять их в Yoga Journal. Если у вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте их!

Лока Самаста Сукхино Бхаванту...