Итак, сегодня мы приступаем к пятому блоку наших занятий. На протяжении четырёх дней мы неспешно подбирались к полному циклу практики любящей доброты.
На мой взгляд, для более глубокого понимания процесса необходимо получить инструкцию с пояснениями, что к чему. Совершенно очевидно, что если к самому себе не будет доброго и приятного отношения, то к внешнему миру не может быть такового. В первую очередь важно начать изучать именно те качества, о которых говорится в медитации.
Разумеется, каждый из нас сталкивается с определенными неприятностями, которые несут в себе отрицательный заряд. Однако не секрет, что на один и тот же предмет всегда можно взглянуть под разными углами. Поскольку естественное желание человека — стремиться к счастью, нам необходимо размышлять о том, как же его достичь.
Нужно убрать то, что делает нас несчастными, поработать с тем, что нам мешает. Любые огорчения, переживания, тревоги — это и есть «омрачения», или «неприятности» для ума. Освободившись от них или хотя бы ослабив эти узлы, мы обретаем возможность взглянуть в сторону ощущения счастья. Поэтому первое, с чего мы начинаем — с практики, касающейся нас самих. Ведь, как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих! Только своим личным примером, по факту, мы и можем делиться. Сперва позаботившись о себе, приведя себя в состояние баланса, впоследствии можно уже направлять это ощущение на своих близких, на какого-то конкретного человека или на группу людей, постепенно расширяя радиус действия своих пожеланий на все большее количество лиц, чтобы в конце концов прийти к тому, что мы желаем счастья и причины для счастья абсолютно всем — не только людям, но и живым существам. Конечно же, можно остановиться в любой фазе медитации, которая на текущий момент является самой эффективной. Очень важно, чтобы мы не механически проходили через эти конструкции. Как я уже отмечала ранее, полное присутствие важно не только в асане, не только в наблюдении за дыханием, но и во внутренних посылах. Нужно следовать своим вниманием за каждой произнесенной фразой, осознавая ее значение и ощущая, как она проявляется в теле.
Безусловно, очень важным фактором является позитивный настрой, но это должно быть по-честному. Только лишь делая вид, мы совершаем достаточно слабое действие, эффект от которого, скорее всего, пошатнется при любых нестандартных обстоятельствах. Поэтому нужно выстраивать фундамент, некую базу, которой является необходимость понять, что нас огорчает, и искренне захотеть, чтобы этих вещей стало меньше. Вот в чем заключается первый блок практики любящей доброты.
В целом практика любящей доброты берет своё начало из буддийской философии, в которой содержатся учения о том, как двигаться в сторону счастья. Но мне бы не хотелось связывать ее именно с религиозным направлением, ведь данная концепция намного шире. Ее можно назвать неким психологическим упражнением, работой с нашими эмоциями. Эту технику очень правильно внедрять, если есть запрос на практику медитации, если есть ощущение нехватки баланса в жизни.
Итак, первое, что мы делаем — мы отстраиваем фундамент для нашего состояния. Мы желаем, чтобы в нашей жизни было меньше омрачающих ситуаций, чтобы состояние счастья притягивалось к нам. И на этом фундаменте мы начинаем выстраивать наши пожелания счастья и его причин для других. Хочется отметить, что фраза про причины для счастья очень важна. Существует мнение, что у счастья не бывает причин, что ты либо счастлив, либо нет. Это очень большой и открытый философский вопрос. Но я со своей стороны скажу точно: есть определённые процессы, события и ситуации, существует определенный настрой, и все это либо приближает нас к счастью, либо удаляет от него. Именно это можно назвать причинами для счастья каждого из нас.
Итак, задание сегодняшнего дня: очень внимательно отнестись к практике любящей доброты. В предыдущие дни мы постепенно осваивали технику, и сейчас мы погружаемся в этот процесс на все сто процентов. После каждого пожелания счастья для себя отметьте, что в голове, в вашем уме присутствует небольшое напряжение или зажатость. Попробуйте отпустить это, полностью расслабив ум. Почувствуйте, как ум раскрывается и успокаивается, но сделайте это только один раз. Помните, что эта практика позволит вам обрести состояние баланса, закрепить чувство счастья и расширить его, подарив ощущение единения со всем живым.