Опыт випассаны: 10 дней тишины
Я долго не решалась пройти курс випасаны, потому что мне казалось, что без телефона будет сложно. Задумавшись о таком «пристрастии» к мобильному, я поняла, что он является простым средством подтверждения моего существования:
Если моё настроение, присутствие, психологическое состояние находятся в подчинении у внешнего мира – это и есть самая настоящая зависимость. Если моя концентрация на чём-то внешнем, то я практически сто процентов своей жизни за пределами себя.
Расписание на курсе было идентичным расписанию буддийского монастыря. Гонг звонил не только в 4 утра, но и в течение дня были слышны его звуки, как напоминание об очередном пункте программы — медитации. Жёсткая дисциплина была одним из самых сложных этапов на протяжении всего курса.
Кому-то сложно давались часовые медитации — начинали болеть руки, спина, у меня же не было таких проблем, видимо, помогла регулярная практика йоги. Но каждый день все девять часов медитации у меня была своя битва: я боролась со своим умом.
Во время медитации понимаешь, что означает выражение «игры разума». Успокоить, сконцентрировать ум оказалось непросто. Сколько раз он взывал «ты не можешь здесь больше сидеть, очень скучно, неинтересно, я хочу в очередной раз предаться иллюзиям».
Мозг не сдавался. Ведь его лишили многих впечатлений, возможности осознавать различную деятельность — игры, в которые играют люди. На курсе всё было организовано таким образом, что у практикующего создавалось ощущение переживания одиночества, без внешних эмоций и впечатлений.
В обыденном понимании «счастье» — сиюминутное удовлетворение, оно приходит и уходит, так же как и страдание. Пройдёт десять лет — и вы не вспомните об этом. А то счастье, которое ощущаешь после медитации, – оно постоянно. Состояние осознанности и любви к окружающему миру и себе, как его части.
Мне очень запомнился шестой день, он был солнечный. Выйдя из-за угла дома, я увидела картину, которая меня поразила: молчаливо и с прямыми спинами (побочный эффект длительной медитации) стояло порядка десяти человек, все смотрели вверх, на солнце.
Я никогда не видела таких лиц у людей: они были спокойные и счастливые. Это впечатляло. Просто быть живыми, иметь возможность стоять, дышать, наслаждаться звенящей тишиной и смотреть на великолепное зимнее солнце, в лучах которого переливалось серебро снежинок.
Медитация позволила осознать мою ложь самой себе: ты или делаешь, или нет – всё остальное лишь нескончаемый диалог в голове. Практика дала понять, что все ощущения и, как следствие, чувства приходят и уходят, а как реагировать зависит только от меня, это абсолютно реально. Кто-то выбирает страдание, а кто-то – счастье. Я могу быть тем, кем хочу, без лжи и иллюзий. Я могу быть.
Кроме нашего думания есть реальный окружающий мир, который интересен для наблюдения, который находится в постоянном изменении, который может многое рассказать и многому научить. Но чтобы его понять, сначала надо понять тишину.
Когда мы сосредотачиваемся на тишине, мы понимаем, что в ней много звуков – шорох травы, взмах крыла пролетающей птицы. Этот мир тишины в действительности содержит в себе миллионы звуков. Только мы даже их не слышим, не говоря уже о себе.
Первый шаг понять себя – услышать тишину. А во время медитации, когда учишься концентрироваться на своём теле, понимаешь, что в теле, так же как и в тишине, содержится множество ощущений. Наше тело — это целая, постоянно меняющаяся Вселенная.