Для чего нужно петь мантры, и как они работают
Мантра-йога — разновидность йоги, использующая мантры для целительного воздействия на тело, психику, судьбу человека, для достижения счастья, умиротворения.
Мантра — в переводе с санскрита (образовано от корня «ман» — «мнить», «полагать» суффикс -тра — «священное орудие», наиболее часто понимается в значениях: «стих», «заклинание», «волшебство». Мантра — священный текст в традициях индуизма и буддизма, ритуальная и заклинательная формула, которая предполагает точное воспроизведение составляющих ее звуков: слова, слоги, фразы.
Мантру можно определить как «нечто, защищающее того, кто ее получил». Традиционно мантру передает учитель ученику в тот момент, когда уверен, что ученику она необходима. Считается, что многократное произнесение мантр способно воздействовать на сознание человека, освобождать его от невежества, затемнения ума, защищать от негативных воздействий сознания. Мантра — это проводник высоких энергий. Каждая буква санскритского алфавита связана с определенной частью человеческого тела, и грамотное произнесение определенных мантр способно балансировать потоки энергий по всему телу.
Произнесение мантр требует точного воспроизведения звуков, из которых они состоят. Каждый звук, слово, слог в мантрах имеет глубокое сакральное значение. Существуют мантры, которые адресованы определенным божествам. Мантры отличаются от молитв тем, что человек старается, условно говоря, отождествиться с тем богом или с той его ипостасью, которая означена в мантре. И после отождествления человек получает необходимые качества или изменения в жизни, которые он хотел получить путем чтения мантр. Также мантры отличаются от обычных молитв тем, что состоят практически только из одних имен божеств. Мантры настраивают человека на определенное состояние, и в результате жизнь его начинает меняться. Есть лечебные мантры, мантры богатства, процветания, удачи, успеха, мантры любви, мантры знаний, просветления, и т.п.
Выделяют 3 типа мантр:
- Первый тип мантр требует посвящения-передачи текста от человека, который в своей практике ощутил на себе всю силу мантры.
- Второй тип мантр считается действенным вне зависимости от элемента передачи. В данном случае важно тщательное воспроизведение звуков мантры. Частичная перестановка слогов может существенно менять смысл и назначение мантр. Этот тип мантр получил наибольшее распространение. (Например, общеиндуистский священный слог АУМ (ОМ), символизирующий триединство божества, три сферы мироздания, три пути служения богам, три священные обязанности. При регулярном произнесении этого звука происходит очищение души и прояснение сознания).
- Третий тип мантр представляют собой так называемые семенные (биджа) мантры, используемые в тантрической практике. В данном случае под мантрами понимаются слоги, которые практик визуализирует в различных местах тела и которые постепенно разворачиваются в образы божеств.