Сатья — практика правдивости как путь к исполнению желаний
Второй принцип ямы — это сатья, правдивость. В «Йога-сутрах» Патанджали (глава ІІ, сутра 36) говорится, что тот, кто в совершенстве овладел Сатьей, обладает способностью исполнять любые свои желания. Речь человека, который не говорит лжи, чиста, и поэтому всё, что он произносит, имеет потенциал сбываться.
Не лгу ли я себе?
Сатья подразумевает под собой очевидный вопрос: не лгу ли я другим? Но это только один аспект. Куда более сложный для осознания и трансформации вопрос — не лгу ли я себе?
- Не лгу ли я себе, когда остаюсь в отношениях с человеком, которого уже не люблю?
- Не лгу ли я себе, когда продолжаю цепляться за работу, которая не приносит мне удовлетворения, только потому, что она дает мне стабильность и уверенность в завтрашнем дне?
- Не лгу ли я себе, когда делаю вид, что у меня нет проблем со здоровьем и лишним весом? [banner]
- Не лгу ли я себе, когда пытаюсь войти в сложную асану, к которой тело пока не готово?
- Не лгу ли я себе, когда говорю, что могу поработать сегодня еще, хотя сама уже валюсь с ног от усталости?
- Не лгу ли я себе, когда делаю что-то через силу, только чтобы угодить другому или произвести нужное впечатление?
Этот список может быть бесконечным. У каждого он свой, и самое сложное — заметить и распознать эту ложь себе, потому что для многих она стала уже такой повседневной и будничной, что мы произносим какие-то слова и фразы на автомате, даже не задумываясь об их смысле.
Мы лжем себе по разным причинам: боимся признаться в правде, потому что тогда окажется, что нужно что-то менять и действовать, а мы к этому не готовы; или чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, или чтобы нас не осудили, чтобы не оказаться белой вороной. Причин для лжи может быть множество, но ни одна из них её не оправдывает и не смягчает последствия.
Чем опасен самообман
Ложь себе забирает очень много энергии, потому что выдуманную иллюзию приходится постоянно поддерживать, отыгрывая выбранную роль: если мы врём себе относительно отношений, то сколько сил уходит на то, чтобы делать вид, что у вас всё хорошо, на глазах друзей и родителей?
Внутри мы уже давно знаем, что отношения пора завершить, но ум, которому лишь бы ничего не менять и оставаться в окружении привычного, продолжает снова и снова выдумывать тысячи аргументов, почему «нет». Эта борьба происходит и днём, и ночью, и в конечном счете она забирает у нас все силы. Именно поэтому люди, которые обманывают себя слишком часто, обычно выглядят очень уставшими и измученными.
Правда и ненасилие
Как быть, когда правдивость способна причинить боль другому человеку, то есть когда принципы ахимсы и сатьи вступают в противодействие? В этом случае йога предписывает придерживаться принципа ненасилия: практикуя правду в словах, мыслях и поступках, помнить о принципе «не навреди». Прежде, чем сказать что-либо, пропустите свои слова через три фильтра:
- То, что я хочу сказать, является правдой?
- Необходимо ли это говорить?
- Не причинят ли мои слова вред другому человеку?
Правдивость предполагает действия во блага всех существ, а ложная праведность, или видимость праведности, способна превратить правдивые слова в зло. Эта тема даже лежит в основе пьесы «На дне» Горького, в котором персонажи Лука и Сатин вступают в конфликт, пытаясь выяснить: что лучше — истина или сострадание?
Как практиковать сатью?
Не быть источником лжи, соблюдать правдивость в поступках, словах и мыслях. Не бояться, что вас не поймут или отвергнут: те, кто отвернутся от вас в ответ на вашу правду — просто не ваши люди.
- Признаться себе в самообмане и начать постепенно минимизировать его в своей жизни
- Исполнять обещания, данные другим людям, не давать обещаний, которые не можете исполнить
- Не обманывать себя на коврике: не мучить свое тело, пытаясь завести его в те асаны, которые пока недоступны
- Не причинять своей правдой боль другим. Пропускать свои слова через три фильтра, описанные выше, и всегда задавать себе вопрос: что я хочу выразить своей правдой? какой мой мотив?