Yoga Start Yoga Start
Cover
Урок 20

Дза-дзен или Карма-йога

«Будьте там, где вам важнее всего находиться. Не делите себя на части»

Р. Тагор

Карма-йога – это путь, доступный для всех: он состоит в достижении гармонии через действие. Поскольку мы в своей повседневной жизни постоянно ворочаем всякие дела, очень эффективным будет попробовать потихоньку превращать их в самую настоящую йогу и медитацию.

Чем же отличается карма-йога от простого ворочанья дел?

Осознанностью и полной включенностью в процесс выполнения дела всех чувств, мыслей и телодвижений. Действием ради процесса, а не ради результата (в том смысле, что мы не гонимся за результатом в ущерб процессу; но действие при этом может быть очень даже эффективным).

Помните, как про Бхакти-йогу мы говорили, что нужно стремиться к тому, чтобы не ощущать себя деятелем. Ощущать, как некая сила действует через вас. Так и в карма-йоге – наш труд становится проводником действия высшей силы, а мы просто продолжаем. Не жалеем себя, не перехваливаем себя и не рвем на себе волосы от того, что не достигаем желаемого результата. Просто продолжаем.

«Следует в каждый момент времени выполнять одну задачу, – советует Свами Сатьянанда. – Полная поглощенность любой работой постепенно учит ум забывать свою обычную переменчивость и неустойчивость. Если вы погружены в выполняемую работу с полной сосредоточенностью и нераздельным вниманием, то окажет вам огромную помощь в медитации»

Девиз Карма-йоги – давать, давать и давать, тогда как в мире преобладает противоположный настрой на брать, брать и брать. Именно такое отношение к жизни препятствует продвижению в духовной жизни и опыту медитации, поэтому стоит стремиться со временем уменьшать действия, продиктованные личной выгодой.

Карма-йога всегда практикуется в ашрамах, храмах – каждый практик, монах выполняет какие-то обязанности по хозяйству. Карма-йога заземляет практика, позволяя ему интегрировать полученный опыт в медитации и йоге с обычной жизнью. В карма-йоге всплывают различные негативные процессы из нашего подсознания, страхи, слабости и проблемы. Это отличный опыт именно очищения ума.

Вспомните, не бывало ли у вас такого, когда простая уборка расставляла все по местам в голове!

Также как бхакти-йога в сочетании с карма-йогой характерна больше для индийцев, сочетание карма-йоги и джняна-йоги больше свойственно японскому дзен-буддизму. Дальше я приведу цитату из книги по дзен, чтобы раскрыть для вас этот вопрос немного с другой стороны.

«Можно смотреть на работу как на какую-то повинность или обязанность или просто способ занять себя и убить время. А можно видеть в ней духовную деятельность, проявление чуда жизни.

Практиковать дзадзен – это не просто сидеть со скрещенными ногами на подушке, это растить сад, успевать на работу, делать дело. В основе трудовой практики лежит бдительность, состояние сознания, при котором тело расслаблено, чувства остры, разум чист и сосредоточен на непосредственной задаче. Эта внимательность и есть непосредственное переживание. Такая полнота не статична – она движется вместе с событиями нашей повседневной жизни. Бывают моменты, кода нам нужно с головой уйти в какую-либо работу. В других случаях, наоборот, требуется ослабить концентрацию, «отпустить одно дело и перейти к другим. Нам свойственна инертность; переходя к следующему делу, мы склонны тащить за собой остатки предыдущего. Вместе с бдительностью ума развивается способность отдаваться потоку, сосредотачиваться, оставаться в настоящем.

Без плана наша работа становится беспорядочной, непроизводительной и неэффективной. Но есть и другая крайность: мы можем завязнуть в целях, забыть, что цель и процесс ее достижения – это одна и та же реальность, точно так же, как «добро» и «зло» – это две стороны одной монеты. Каждый шаг, каждое действие, приближающее нас к цели, есть сама цель. Действие не предшествует цели, и цель не следует за действием – то и другое существует одновременно. Когда мы полностью осознаем это, озабоченность целью исчезает и мы можем прочувствовать полноту настоящего мгновения. Каждый шаг становится насыщенным и переживается во всей своей тотальности.

Дзенские искусства представляют собой высокоразвитую форму трудовой практики. В обучении любой из форм искусства навыки передаются и усваиваются в процессе самой практики. Так, мастер суми-э (техника монохромной живописи тушью) на первом занятии обычно не произносит ни слова. Класс сидит и ждет; учитель входит, кланяется ученикам и направляется к своему рабочему месту. Там он аккуратно выкладывает свои принадлежности: бумагу, кисти, тушечницу, палочку для приготовления туши – и осматривает их, чтобы выбрать те, которые он будет использовать сегодня. Затем он наливает в тушечницу несколько капель воды и начинает медленно тереть палочку в тушечнице, приготовляя тушь.

Этот процесс сам по себе является медитацией: каждый вдох и выдох соответствуют одному движению в размешивании туши. Добившись нужной консистенции и тона, мастер откладывает палочку, выбирает одну из кистей и внимательно осматривает чистый лист бумаги. Он сидит наедине с пустым пространством бумаги, впитывает это пространство всеми чувствами, осознает его во всей полноте. Потом окунает кисть так, чтобы на ней оказалось нужное количество туши, и единым духом исполняет всю дзенга, весь пейзаж. Весь процесс может занимать полчаса или три четверти часа, то все это время уходит на приготовление и уборку, само же создание произведения происходит в мгновение ока».

Джон Дайдо Лури. Восемь врат дзен

Также принцип карма-йоги отлично иллюстрирует великолепный фильм Ким Ки Дука «Весна, Лето, Осень, Зима...и снова Весна». Кто не смотрел – очень рекомендую к просмотру.

Задание

Как видите, мы с вами сейчас осваиваем способы медитировать, не отрываясь от своей самой обычной жизни. Попробуйте сегодня превратить свою работу в Карма-йогу, в дза-дзен. Удалось ли вам почувствовать себя не деятелем, а как будто бы пропускать через себя поток, оставаясь одновременно в тонусе и расслабленными? Получилось ли не думать о своей выгоде, целиком погрузившись в процесс? Почувствовали ли вы ясность и сосредоточенность?