Пионер-герой

Пионер-герой

Знание
|  08 февраля 2012

Андрей Владимирович Сидер­ский — экспериментатор и первопроходец. В йоге он не фанатичный практик, а исследователь, который «раскладывает по полочкам» любое явление. Причем делает это Сидерский с прикладной целью — усовершенствовать свое детище, тренировочную систему «Йога 23», над которой основатель метода работает последние 20 лет. В ход идет любое знание, которое может оказаться потенциально полезным: цигун, плавание, фридайвинг, различные психотехники. Представители традиционных школ йоги, базирующихся на институте гуруизма и линии преемственности, недолюбливают Сидерского за новаторский подход и свободомыслие. Но Сидерский продолжает делать свое дело — четко и эффективно, что не может не вызывать уважения и симпатии к нему.

5599.jpg

YJ: Недруги говорят, что вы не йог, а производитель йога-технологий. Вы с этим согласны?
Андрей Сидерский: Любую систему, целенаправленно меняющую сознание человека, я называю технологией. Это удобный термин и не более того. А что оппоненты имеют в виду? Что я не склонен болтать о высоких материях?

YJ: Видимо, йога-сообщество подразумевает, что вы давно не практикуете классиче­скую йогу и не принадлежите к какой-либо традиции.
АС: Знаете, я как-то на эту тему разговаривал с Бал Мукунд Сингхом — ведущим преподавателем делийского Института йоги им. Морарджа Десаи и преемником Свами Дхирендры Брахмачарьи. Я спросил его: что такое классическая йога? А он ответил, что на самом деле такого понятия не существует, пояснив, что терминология была придумана определенными группами людей для культивации собственной значимости и в качестве дополнительного бонуса в конкурентной борьбе.

YJ: Вы черпаете знание из разных духовных источников. Почему?
АС: У нас в России и на Украине есть много отличных преподавателей и разных школ. Мы знаем их всех лично и понимаем, у кого действительно можно учиться. У нас не принят кондовый подход, когда кто-то делает только так и никак иначе. Потому что когда учитель действительно развивается и чего-то стоит, он обязательно черпает знание из разных источников. Поэтому мы все общаемся и друг у друга учимся. А если метод не развивается, то при изменении жизненной ситуации он в конце концов становится неадекватным.

YJ: А что происходит? Начинается стагнация?
АС: Приведу пример. Предположим, сущест­вует некая традиция, созданная где-нибудь на Шри-Ланке или в Керале еще до нашей эры. И адепты этой традиции веками следуют строго зафиксированным инструкциям, ничего не меняя внутри системы. А если эту практику привезти в современную Москву? Будет ли она здесь жизнеспособна? Нет. Те, кто возьмется практиковать столь древнюю, отжившую систему, довольно скоро окажутся либо в сумасшедшем доме, либо в мире ином.

YJ: Но тут появляетесь вы и переводите древнюю йогу на язык «современного пользователя». Так?
АС: Вовсе нет. Я ничего не перевожу. Все уже заложено изначально. Если внимательно читать шастры — те же «Йога-сутры» или «Хатха-йога-пра­дипику», то становится понятно, что везде описана голая техника и нигде не описана методика. А все остальное — это уже комментарии современных учителей. И, заметьте, комментаторов и интерпретаторов еще больше, чем авторов текстов. Зачастую за комментариями смысл текста теряется, хотя если его переводить дословно, то оказывается, что он написан очень четко и точно. А шастры — это конкретное руководство по использованию техники. Понятно, что авторы — Патанджали, Свами Сватмарама — не описывали методику детально, потому что отлично понимали: техника всегда будет рабочей, а вот суметь сделать ее эффективной можно, только адаптировав к окружающей ситуации — климату, среде, экологии. И чтобы эта техника была эффективной в условиях Санкт-Петербурга и Москвы, использовать ее нужно не так, как в субтропическом климате. Что мы, собственно, и пытаемся делать в нашей методике «Йога 23».

Сидерский практикует йогу с 1978 года. По образованию он инженер-звукотехник. До 1989 года работал сначала по основной специальности на производст­ве устройств регистрации информации, затем – разработчиком устройств для измерения характеристик подводного светового поля в системе Академии наук УССР. Параллельно подпольно преподавал йогу для узкого круга спортс­менов-дайверов. В 1988 году Комитет по делам физкультуры и спорта Украин­ской ССР легализовал тренерскую деятельность специалистов по восточным единоборствам и йоге, которые прежде работали в Советском Союзе незаконно. Сидерский начал преподавать официально. Его пригласили на должность руководителя отделения йога-терапии медицинского центра «Авиценна».

YJ: В личной практике вы сталкивались с эго? И что вы делали для того, чтобы оно вас не ослепило?
АС: Чтобы этого не произошло, нужно просто дифференцировать, где находится личность, а где выполняемая программа. Тогда все становится на свои места. Когда программы становятся самодостаточной вещью и подавляют пользователя, это уже нездоровая ситуация. Инструкцию, кстати, можно получить, если открыть первые страницы «Йога-сутр»: Патанджали там все очень хорошо описал. Если поведение контролируется, то восприятие будет осознанным.

YJ: От каких факторов это зависит?
АС: Это зависит от комплекса факторов. От практикующего и от его учителя. И самое главное — от чувства юмора. От способности взглянуть на себя и на ситуацию критически. На самом деле нужно помнить одну важную вещь: все заканчивается. И заканчивается все­гда примерно одинаково. И на этом фоне все происходящее не имеет значения. И чем серьезнее мы относимся к каким-либо вещам, тем они смешнее.

8519.jpg

YJ: То, что вы переводили книги Карлоса Кастанеды и Ричарда Баха на русский язык, как-то отразилось на вашей дея­тельности?
АС: Ну, как-то отразилось.

YJ: Мне доводилось просматривать вашу книгу «Третье открытие силы» — в глаза бросилось сходство стилистики и сюжетов.
АС: Есть такая штука — называется авторский инвариант. Он всегда один и тот же, вне зависимости от того, пишет ли человек текст сам или только его переводит. Автор всегда будет пользоваться языковыми конструкциями в свойст­венном ему стиле. И по-другому не бывает.

YJ: А писатели-мистификаторы, которые вживаются в роль другого писателя?
АС: Если пропустить текст через фильтр, математически обработать его и выполнить значительный объем вычислений, в итоге все равно можно понять, кто автор. Он во всяком случае будет найден.

YJ: Кто вы по образованию?
АС: Я инженер.

YJ: Наверное, поэтому вы все «пропускаете через фильтр»?
АС: Инженерное образование дает возможность любое явление как будто бы собрать в систему. И тогда перестаешь мыслить хаотично. Понятно, что первичная обработка информации происходит не на интеллекту­альном уровне, но после осознания непремен­но должен произойти процесс понимания. И здесь склонность мыслить системно бывает полезна.

А. В. Сидерский – автор книг «Хатха-йога. Концептуальный очерк», «Йога восьми кругов», «Третье открытие силы». Он является переводчиком книг Карлоса Кастанеды, Ричарда Баха, Мантека Чиа, Шри Свами Шивананды и Сватмарамы. В результате почти 30-летней практики йоги и 20-летней работы над совершенствованием современных методик преподавания йоги разработал эффективный системный подход к преподаванию йоги, оптимизированный для условий современного социума (методическая система «Йога 23» (Y23).

YJ: А образы вы воспринимаете?
АС: Да, они дают возможность воспринять более многомерные явления целиком, не раскладывая их на составляющие. Но в данном случае осознание — это только полдела. Дальше идет понимание сути того, что стоит за тем или иным явлением, и того, какое место оно занимает в потоке бытия. То есть требуется интеллектуальный аппарат.

YJ: Говорят, вы открыли новое направление в искусстве — психотронную живопись.
АС: Что такое картины? Это образное восприятие, которое можно структурировать. После чего становится понятно, как это явление можно передать с помощью красок и каких-то технических ухищрений на плоскости. Я сейчас стараюсь делать такие работы, которые включали бы мозг человека в режим восприятия, ну, скажем, по Патанджали. Это направление я назвал психотронным искусством, которое влияет на человека на тонком уровне. Но в целом это скорее эксперимент.

YJ: Используете ли вы плавание для того, чтобы войти в измененное состояние сознания?
АС: Мне хватило воды как развивающей среды, пока я занимался плаванием. Это такая деятельность, в процессе которой не ты ловишь состояние, а состояние ловит тебя. В бассейне ты загнан в ситуацию, из которой не можешь выйти. Определенный ритм дыхания, определенные движения тела — и вот ты уже в медитации. Что, конечно, приятно, но в жизни и без этого много интересного.

YJ: Возможно ли испытать самадхи в современных условиях?
АС: Этим словом обозначаются разные состояния. На собственном опыте я испытал лишь то, что называется «подъем кундалини». Когда поднимается кундалини, внутри происходит жесткий процесс. В процессе подъема энергии чакральные уровни включаются в определенный режим. В итоге восприятие выносится за пределы тела очень далеко и получается так, как будто Вселенная у тебя внутри. А потом она вообще исчезает — остается только первичный хаос. Затем ты проникаешь в первооснову этого хаоса и понимаешь, что там вообще ничего нет. Только пустота.

YJ: А что потом было? Вы вернулись?
АС: Это нельзя назвать возвратом — никто никуда не уходит. Просто остается тело — маленькая органическая штучка, песчинка в определенном пространстве.

YJ: А что вы почувствовали на выходе?
АС: У меня все было нормально. Хотя, конечно, когда ты наглядно увидел, как устроен мир, это не может не произвести сильное впечатление. Неудивительно, что многие, посмотрев такое «кино», попадают в психиатрическую клинику. На самом деле этим процессом можно управлять, но это долгая история. Со временем привыкаешь, и энергия движется словно бы сквозь трубку, а ты можешь остановиться, а можешь пойти дальше.

YJ: Как вы относитесь к деньгам?
АС: Очень хорошо. Когда они есть — это удобно. Не нужно задумываться о куче каких-то вещей, которые могут быть помехами на пути. Я не являюсь поклонником аскетического образа жизни. Мне иногда нужны какие-то вещи, например техника для креативных проектов или деньги на билеты, чтобы куда-нибудь поехать. Но я, конечно, из кожи вон лезть не буду, чтобы получить во что бы то ни стало то, что мне хочется в данный момент. Вообще-то главное — это четко сформулировать задачу и оказаться в нужное время в нужном месте.

С 1968 по 1976 год Андрей Сидерский занимался спортивным плаванием, затем дайвингом и фридайвингом. С 1980 года он инструктор подводного плавания. В 1981–1983 годах на основе древней йоговской техники плавания (плавиты) и собственного опыта разработал и внедрил уникальную систему тренировки для увеличения «рабочей» задержки дыхания. Профессионально занимается подводной видео- и фотосъемкой. Неоднократный лауреат и призер Международного фестиваля подводного изображения «Серебряная акула».

Рассказать друзьям:
Печатать

 

Наши лучшие онлайн курсы:



СЛОВАРЬ ЙОГИ

Смотрите также
Выгорание на работе Что делать и как справиться
Крупнейшая в России ЗОЖ-выставка Veg-Life Expo Пройдет в Москве с 3 по 5 июня  
Астрологический прогноз на неделю (с 20 июня по 26 июня) Основывается на индийской системе (Джйотиш)
Четыре совета родителям школьника Когда дедовские методы воспитания уже не работают.
Астрологический прогноз на неделю (с 4 июля по 10 июля) Основывается на индийской системе (Джйотиш)
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход