Про йогу без боли и насилия

Знание
|  17 мая 2014

В этом году 13 лет моего йогоромана. В нем были месяцы слияний и отчуждений, ожидания и разочарования, надежды и обиды. Я пришла к йоге с четким осознанием своей потребности в ней, но с годами моя мотивация подверглась многим изменениям.

Я сама менялась за эти годы очень сильно, порой кардинально. Но сейчас, когда я после долгих блужданий наконец нащупала стержень своего отношения к практике − я с радостью жду каждый день времени, когда можно наконец расстелить коврик. Потому что именно там я чувствую, как движется мир внутри меня.

Сегодня я буду писать про один из основополагающих принципов практики йоги − ахимсу. Это то, что заложено в первоисточниках, описывающих учение йоги − Сутры Махариши Патанджали (то ли 2 век до н.э., то ли 4 после).

Ахимса − это первое условие начального этапа йоги − ямы.

Не стоит пугаться терминов и незнакомых слов. Все это вполне доступно и объяснимо, хотя и есть некоторая сложность выполнения, продиктованная спецификой современной западной культуры.

Ахи́мса (санскр. ahiṃsā IAST) — поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — ненасилие.

Про не убий и не навреди − все ясно. Однако редко кто говорит о том, что начинать следовать этому пункту необходимо именно в практике. Не насилуйте свое тело − это то, что я всегда говорила на занятиях: если не хочется что-то делать − не нужно. Никто в мире не знает тела человека лучше, чем он сам − это то, во что я беззаветно верю. Другой вопрос, что мы, к сожалению, так далеко ушли от понимания его языка, что гораздо легче переложить ответственность за его (тела) развитие на учителя, учение и других третьих лиц. Но йога − это прежде всего контакт с собственным телом, изучение его возможностей и потребностей, через этот контакт открывается путь к устойчивому и неподвижному положению, в котором и начинается внутреннее движение. К асане.

К сожалению, не существует универсальных асан, показанных всем. У каждого человека индивидуальные характеристики опорно-двигательного аппарата, свой уровень гибкости, особенности висцеральной и нервной систем. То, что для одного хорошо, для другого может быть неприемлемо. И все это еще меняется во времени и пространстве. Так много факторов сложно учесть даже самым продвинутым преподавателям. Тем более в группе. Поэтому используется система, в которой риски сводятся к минимуму за счет, например, пропсов (кирпичи, ремни и прочее) или хорошего разогрева. И все это, конечно, работает. Однако, для меня йога − это индивидуальная практика, в которой главный учитель − это собственное тело. И первый шаг к нему навстречу − это соблюдение правила ахимса.

Порог чувствительности современного человека значительно вырос. Ко мне приходили люди, которые радостно объявляли, что после занятия у них «все болит». Что они чувствуют какие-то мышцы, о которых даже не подозревали. Я сама через это проходила, приравнивая остаточные ощущения в теле к хорошей практике. И закончилось это травмой, а еще сильным внутренним сопротивлением перед занятиями. Насилие над телом начинается с простой необходимости сидеть или активно двигаться, когда оно этого не хочет. Заниматься, потому что надо, заплачены деньги, дано торжественное обещание и вообще вот стоит преподаватель такой из себя прекрасный и хочется быть таким же. И с этого момента в практику закладывается элемент насилия. Обычно под конец занятия все это перемалывается, перегревается, достигается относительный покой. Однако спешите ли вы на следующей день стелить коврик? Или что-то вас останавливает. А еще через день?

А через месяц? Год?

Делаете ли вы это с радостью или ругаете себя за лень, непоследовательность и нерешительность? Так вот, если преобладает второе, то скорее всего что-то в вашей практике отклонилось от курса йоги в сторону гимнастики или силовых тренировок. Как говорят аналитики: важное правило в работе с сопротивлением − это слышать его и слушать.

Даже малейший дискомфорт в позе, которая вроде бы давно освоена, может означать, что где-то что-то идет не так. Приходится возвращаться к легким вариантам, чего все так не любят. Но именно там скрывается когда-то прерванный путь ненасилия. Если на каком-то этапе освоения асаны вы что-либо перетянули или перенапрягли то с большой вероятностью путь однажды придется проходить сначала.

Принимая этот принцип в практику, стоит развивать внимание к дыханию и сердцебиению − двум показателям функционирования организма. Именно сбившееся дыхание и учащенное сердцебиение − первые сигналы к тому, что из асаны стоит либо выйти, либо принять в ней более легкую форму. При этом стоит помнить, что рисунок дыхания (глубина, интенсивность) в каждой позе уникален. Однако по завершению он должен восстанавливаться за один-три цикла вдох-выдох в свой обычный ритм. Если при выходе из позы дыхание сбито, учащенно, то это была не йога. То же с сердцебиением и другими ощущениями − остаток асаны (любые ощущения в теле) может быть в сознании один-три цикла дыхания и полностью очищаться последующим расслаблением.

Касательно болевых ощущений я придерживаюсь мнения, что их быть не должно. Никакой боли ни до, ни вовремя, ни после занятий. Дискомфорта от растяжения также быть не должно, и тут сложнее всего людям, которые привыкли к этой боли и даже за боль-то ее не считают. Я бы тогда говорила об удовольствии, если движение в позе приносит радость, то наслаждайтесь, если что-то другое, то не стоит ждать, когда организм выработает привычную дозу обезболивающего перед очередной микротравмой. Важно, чтобы любые ощущения в теле не отвлекали от состояния тишины в практике.

Не бойтесь выходить из позы раньше времени, пробуйте повторять одну и ту же позу, набирая опыт ее освоения не выдержкой и глубиной, а количеством подходов. Ставя в приоритет благополучие собственного тела, смело отказывайтесь от асан, которые приносят явные неудобства: однажды оно само напомнит вам про такие позы, когда будет готово. И помните, если тело чего-то не хочет, это не значит, что оно ленится, это значит, что ему нужно что-то другое.

Сначала такая практика становится сильным откатом назад, особенно после динамичных и горячих видов йоги. Но очень скоро вы начнете продвигаться вперед гораздо интенсивнее.

Поскольку первый знак того, что практика проходит под флагом ахимсы − это ежедневная добровольная и радостная йога. А на физическом уровне чувство благодарности тела, которое покажет ваш уникальный путь лучше любого преподавателя.

Фото: lamise/instagram.com
Рассказать друзьям:
Печатать

Наши лучшие онлайн курсы:


«Я привлекаю успех (и деньги!)»

Ведущая – Юлия Чай

Подробнее
«Йога и аюрведа для женского здоровья»

Ведущие – Борис Рагозин и Марина Круглова

Подробнее
Стройное и красивое тело

Ведущая – Лена Сидерская

Подробнее
Упругая попа за 7 дней

Ведущая – Виктория Можина

Подробнее
Йога для мужчин

Ведущий – Андрей Рыжакин

Подробнее
Плоский живот – 7 простых шагов!

Ведущая – Ана Шейн

Подробнее
Пробуждение сексуальной энергии

Ведущая – Екатерина Антропова

Подробнее
для начинающих «Yoga Start»

Ведущая – Татьяна Илларионова

Подробнее


СЛОВАРЬ ЙОГИ

Смотрите также
На пути к совершенствуПочему важно всегда оставаться собой
Принципы Хатха-йоги и ее этапыОтношения с йогой могут складываться по-разному
В Центре современного искусства М’АРС откроется пространство для медитации25 августа откроется иммерсивная выставка-погружение
Астрологический прогноз на неделю (с 14 по 20 марта)Основывается на индийской системе (Джйотиш)
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход