Объективизация зла: как перестать искать источник неприятностей в других людях

Объективизация зла: как перестать искать источник неприятностей в других людях

Среди бед человека, эта – одна из главных. Высокоразвитое умение видеть недостатки, упущения и зло в других людях.

И большие сложности в субъективном восприятии тех же естественных аспектов человеческого существа. Неумение и нежелание видеть то, что очевидно в других – в самом себе.

Начиная с мелочей. Опаздывающий кто-то опаздывает потому, что он по сути такой человек – непунктуальный и недисциплинированный. Опаздывающий я – потому, что пробки и сломался будильник.

Обгоняющий и подрезающий меня на трассе – просто идиот. Обгоняющий и подрезающий я – да 95% водителей свято убеждены, что они никогда так не делают. А если сделают – так жена ж рожает, спешить надо.

Заканчивая тем, о чем вообще не хочется думать. Что есть насильники, серийные убийцы, палачи. Которые вот в эту секунду где-то на земном шарике кого-то другого, такого же живого человека, как он и как я, насилуют, убивают, пытают. И от этих-то мы отгораживаемся еще жестче. Просто проведя в своей голове границу – есть люди плохие, и есть хорошие. Они – плохие, они монстры. Я – конечно не такой. Не герой, да. Но все же чуть-чуть выше среднего уровня «хорошести»…

Кстати, 90% процентов американских менеджеров считают, что они выполняют свою работу «лучше обычного среднего менеджера». Бедные оставшиеся 10%…

Отказаться от этой границы в голове – означает признать, что я, вот такой в целом положительный и внимательный, могу быть и другим. Могу предавать. Могу убивать. Или, хотя бы, означает, что я не могу твердо отрицательно ответить на вопрос: «А не сделал бы я того же, если бы был на месте этого человека?».

Пока в голове жестко прочерчена эта граница – мы будем видеть других людей дурными просто на основании их поступков (независимо от обстоятельств этих их поступков), а себя будем бесконечно оправдывать обстоятельствами. Это – одна из основ восприятия жизни как процесса борьбы маленького «меня» с жестоким окружающим миром.

Но на самом деле человек в гораздо большей степени в своих поступках зависит от обстоятельств, чем нам хотелось бы думать.

Мы привыкли славословить героев, не отказавшихся от своих личностных убеждений даже перед лицом смерти. Хотим именно в личности такого человека видеть что-то незыблемое и постоянное, что не изменить и не сломить никакими внешними причинами. А завершение романа Джорджа Оруэлла «1984», там где клетка с крысам надевается на лицо главному герою, говорит об обратном – вопрос лишь в степени и интенсивности воздействия этих внешних причин. Хорошо, Оруэлл – просто человек со своим мнением, может, искаженным?

Но дело в том, что в этом свете гораздо глубже раскрывается, к примеру, последний вечер жизни Христа. Петр, Кифа, «камень», на котором воздвиглось все могучее здание христианской церкви, с миллиардами последователей за прошедшие 20 веков, ближайший ученик, преданный до гроба. Он предает Учителя. Предает трижды. Предает не под пытками и не под угрозой расстрела своей семьи, нет.

Петр. Предает. Учителя. Трижды. Просто слыша, что его подозревают, как «соучастника».

Надо много раз прокрутить все это в голове, чтобы осознать ту степень, с которой нам Библия пытается донести эту же идею. Даже такой человек. Может совершить страшнейший грех. Практически «просто так»…

Это последняя «вишенка» на тортике из «не суди и не судим будешь» и «соринок и бревен в глазах». Чтобы все-таки услышали. Ведь одно дело безличное «брат твой», другое – первый апостол.

Не помогает. Все равно мало кто видит и слышит. Мало, кто хочет открыться этому, чтобы увидеть и услышать. Страшно. Лучше думать, что есть плохие и хорошие. И не углубляться излишне – предал и предал, это ж как сказка многими воспринимается. Главное – свечек побольше пожечь перед иконами…

Но дело в том, что все это есть. Великие мучители часто были прекрасными семьянинами. Обычные нормальные люди в большинстве своем готовы причинять сильнейшие страдания другим людям просто на основании идеи. Или когда кто-то другой «берет на себя ответственность» за их действия. Подтверждением тому – десятилетия исследований социальных психологов по всему миру. Помимо войн и лагерей, естественно. Кому интересно – лично направлю к материалам.

Так вот. Личность – это вагон, на дверях которого большими буквами написано предостережение «Не прислоняться». Глобально, в пределе – в личности нет и не может быть неизменности. Здесь нас ведет уже йога. Постулируя, что всё, что мы понимаем как личность – есть Читта, постоянно изменяющаяся часть постоянно изменяющейся Природы. В ней не может быть реальной и окончательной стабильности так же, как ее не может быть в реке. И высшее достижение – это «читтавритти ниродха», т.е., в том числе, деструкция личности. В позитивном аспекте – выход за ее пределы, за ее границы. За ограничения, накладываемые личностью.

Но мы! На Западе (где давно уже главной ценностью постулируется человеческая личность)! Умом! Никогда с этим не согласимся. Невозможно умом понять то, что существует реальность ЗА пределами ума, мыслей, имен, форм. Невозможно.

Однако йога, которая давным-давно цвела и развивалась в те годы, когда на месте современных Лондонов и Парижей еще бегали волосатые мужики с дубинками, говорит – что возможно.

Первоклассник, изучающий таблицу умножения, может верить или не верить, что есть интегральное исчисление. Вырастет, продолжит заниматься математикой – рано или поздно на собственном опыте узнает, что да, есть. Так и мы – имеем полное право не верить в то, что возможно какое-то осознанное существование за пределами личности. Никто не осудит…

Так вот, объективизация зла – это просто ошибка. Мы и едины, как человечество, в том числе именно в том, что каждый может быть ангелом или демоном. Мы и ответственны за все, что происходит в этом мире – потому, что зло на планете творят не «злые» люди, а точно такие же, как мы сами. Но и героические дела – делаются не «избранными» Ахиллесами, а такими же людьми, как и мы.

Все это не означает нейтральность, пофигизм или вседозволенность, ни-ког-да. Мы постепенно движемся в сторону Цели, развивая позитивные и светлые качества личности, отпуская черные и злые. И учимся во всех других людях видеть то же самое, что и в нас. Возможно, не оправдывать злодеяния, возможно, еще не «подставлять другую щеку» и не «благословить гонящих нас», пусть. Но учиться каждый день, видя тысячи разных ситуаций в нашей жизни, где-то глубоко-глубоко на подкорке утверждать хотя бы: «не мне судить, я не знаю, не сделал бы я того же, если бы прожил всю жизнь на месте этого человека». Это не изменит ничего за день, месяц или год. Но, капля по капле, рано или поздно это начнет всплывать автоматически, когда захочется снова на кого-то поругаться, кого-то строго осудить, от кого-то отречься и не принять.

Может, это самый первый шаг к восприятию реальности Единства мироздания. К тому мудрецу из Бхагавад Гиты, для которого «равны праведники и грешники». Не потому, что ему – пофиг. А потому, что он смотрит глубже, чем на поверхностную личность. И видит Единство – внутри. В Духе. В Атмане.

И поэтому Учитель называет всех своих учеников «дети мои». А ученики бывают очень разные, скажу я вам. Но для него – они все просто «дети». Потому, что он видит глубже, чем те, кто замечают лишь проявленные свойства личности.

По-моему, это памятование – неотъемлемая часть практики. Например, йоги. Для меня – точно.


Автор: Дмитрий Демин, http://ha-tha.ru

Фото: caleyalyssa/instagram.com