Хотите найти Учителя? Станьте учеником.

Хотите найти Учителя? Станьте учеником.

«Когда ученик готов, Учитель придет» (Истина, неподвластная времени). И, тем не менее, пожелание Учителю: «Ученика тебе!», вряд ли когда-то перестанет быть актуальным. Если присмотреться повнимательнее, понимаешь, что Учителю найти настоящего ученика порою не проще, чем потенциальному ученику – Учителя. Хотя чисто математически этого не должно быть – сколько в этом мире первых и сколько вторых?

Людей, желающих найти себе Учителя – тысячи и тысячи. Замечу – желание именно таково. Не «стать учеником», а «найти Учителя». Желание получить себе что-то новое и полезное. Что выведет на другой уровень. Что сделает меня еще немного «особенным». Короче говоря, чаще всего появление Учителя в жизни, если посмотреть «вооруженным глазом», представляется как приобретение еще одного модного гаджета, которыми мы все сейчас богаты. Помимо смартфона, будет у меня еще такое крутое – Духовный Учитель. Он меня будет всячески «учить», я буду «в традиции» – и это, конечно, будет здорово. Сам я буду – учеником. А что это значит, кстати? Да Бог его знает, если честно. Какая разница – буду и буду. Главное, у меня будет Учитель…

Кто такой «ученик»? Откуда у нас информация о том, каким он, в принципе, может быть?

Во-первых, мы все были учениками – в школе. Что означает это слово в контексте среднего образования? Да практически ничего. Нас привели – и мы учимся. У каких-то детей есть ответственность за процесс – но почти всегда перед родителями, не перед собой. При всем уважении – это еще не тот возраст, чтобы глубоко прожить полную личную ответственность за собственную жизнь. Вспоминая Довлатова: «Генрих Францевич, что касается снимков… Учтите, новорожденные бывают так себе. Месяца 4 придется ждать. Раньше он вряд ли на человека будет похож. А кому и 50 лет мало…». А у многих других – нет ничего похожего, а гораздо больше проявлено раздолбайство – «учите меня, раз вам так надо». А я, пожалуй, сбегу с пары уроков, в футбол погоняю. Таково «ученичество» в школе. В целом, пассивный, зависимый от других людей, процесс, в котором пока не может быть проявлена реальная человеческая ответственность за собственный выбор. Даже у 11-классников, извините.

Во-вторых, многие как минимум слышали про самую популярную и издаваемую Книгу в мире. Про Библию, т.е. И особенно – про Новый Завет, про Евангелия. Ибо там, как считается, основа нашей «православной культуры». Там есть такой персонаж – Иисус Христос. Принимаем мы его, как «Бога истинного от Бога истинного» или нет – не так важно сейчас. Но всем понятно, что Христос – это Учитель. И у него есть ученики. И Он их учит. И они у него учатся.

Все Евангельские события происходят на этом фоне. Сидят мужики, ловят рыбу – Он приходит и говорит, мол, пойдем со мной, буду учить вас. Те такие: «Ну а чего не пойти, пойдем, какая разница (а выпивка бесплатная будет?)». И становятся эти простые мужики – Его учениками. Мы читаем – и из текста их ученичество проявляется довольно четко. Что они делают? Ходят с ним повсюду. Где по хозяйству помогут. Где веслами поработают. Все время слушают его притчи. На чудеса Его смотрят. Обсуждают друг с другом, кто «Там» будет поближе к Учителю сидеть, даже спорят об этом, и к Нему за решением этих споров обращаются. Короче. Ведут нормальную человеческую жизнь, разве что «Like a rolling stone» постоянно ходят с места на место, и вместе с необычным Человеком. Вот, пожалуй, и все «ученичество» в Евангелиях, если смотреть поверхностно. Их взяли – и потащили. Они и пошли. Были не против.

И ум наш впитывает все это. А когда приходит в нашей жизни время понимания необходимости какого-то духовного развития – именно эти шаблоны, эти самскары, и всплывают на поверхность в первую очередь. Что ученичество – это достаточно пассивный процесс. Что главное, в общем-то, «не прогуливать» излишне. Быть рядом с теми (или Тем), кто рассказывает разное полезное. Что это хорошо потому, что будут друзья-единомышленники, будь то одноклассники, апостолы, или гурубхаи, все одно вместе веселее…

И неоткуда, практически неоткуда, легко и естественно, взяться и закрепиться в голове самой главной истине про ученичество. Что ученик должен Делать то, что говорит Учитель. Ученик должен Жить так, как учит Учитель. Что просто быть с Ним – недостаточно. Необходимо – делать то, чему Он учит. И не от случая к случаю.

IMG_5584.jpg

Если мы думаем, что, скажем, в Индии все по-другому, то… давайте, к примеру, откроем биографию Свами Рамы. «В Индии люди слушали его потому, что он был их «Свамиджи», был святым человеком, мудрецом из Гималаев и бывшим Шанкарачарьей. То, что он иногда демонстрировал свои особенные йогические возможности, также добавляло веса его словам. Но эти демонстрации не мотивировали слушателей практиковать то, чему он их учил. Их изначальная идея «Свамиджи» заключалась в том, что это – святой человек, за которым можно и нужно следовать, и они были счастливы просто от того, что называли себя его учениками».

Не менее ярко это проявлено в христианской цивилизации. Как только христианство вышло из пещер, где воистину были «двое во Имя Мое – и Я среди них» и стало частью государственного и политического процесса… что осталось от учения Христа? Кто исполняет в жизни Его учение, то, чему учил Он? Для кого Новый Завет – это не часть «принадлежности к культуре», а настольная книга для применения в повседневной жизни?

Итак, «Восток» или «Запад», «Север» или «Юг» – человек остается человеком. В целом, ленивым существом. Которому очень приятно и комфортно ассоциировать себя с чем-то бОльшим. Но которому особенно не хочется напрягаться, чтобы стать таким бОльшим – самому.

При этом «поиск Учителя» во внешнем мире, по сути, ничем не отличается от поиска чего угодно другого. И является частным проявлением глобального человеческого заблуждения – идеи, что источник счастья находится во внешнем мире. Для кого-то это – бутылка вина. Для кого-то – Духовный Учитель. Принцип, лежащий в основе этого поиска, не меняется. Мое счастье находится во внешнем мире и мне надо его найти. И когда я его найду, когда я получу то, что мне хочется – мне станет хорошо. Меня расслабит от стаканчика красного. Или я напишу на своей страничке с резюме «практикую мега-йогу в традиции Шри Свами Ананды». Разницы нет, по сути – разницы нет.

Мы находим Учителя – и мы довольны. Теперь Он даст мне глубокий духовный опыт. Он проведет меня невредимым по минному полю сансары. Он даст мне освобождение, просветление, приведет к Самадхи и откроет дверь в Нирвану.

Послушаем наставления оптинских старцев? «Духовный Отец – как столб, только указывает путь, а идти надо самому. Если Духовный Отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда не уйдет, а так и сгниет около этого столба».

Итак, Учитель в нашей жизни – это не удовольствие от обладания новой игрушкой и внутренняя успокоенность от принадлежности к чему-то бОльшему, чем я сам. Это, в первую очередь, предельная ответственность. Перед собой. Перед Ним. Перед Богом. Это обет – делать. Делать то, чему Он учит. Каждый. Божий. День. Исключений быть не может. Если Учитель учит медитации – это означает, что даже если ты встал в 6 утра, а вернулся домой в час ночи, усталый, как волк – это не имеет над тобой никакой власти. Ты садишься и практикуешь то, что передал тебе Учитель. Если кто-то к этому не готов… Учитель и не придет. Он может появиться чисто внешне в нашей жизни. Мы даже можем получить у Него «посвящение». Но фраза «Учитель нашелся» означает не это. А означает, что я принял Его в сердце, я доверился полностью и стал ежедневно делать то, чему Он меня научил. Если этого нет – то, может быть, внешне у меня и есть Учитель – но это лишь моя собственная иллюзия. Он со мной – но во мне Его нет. У меня дома Его фотография и я регулярно посещаю встречи Его учеников. Но если Его нет у меня в сердце и я ежедневно не практикую – этого Учителя у меня нет. Нет.

Мы можем быть рядом с Ним физически – или быть от Него очень далеко. Но даже если мы живем рядом с Ним, в ашраме или монастыре, то главная наша работа, как учеников – это практиковать. Медитировать. Молиться. Кто что получил, кому что близко, для кого что работает. Далеко мы или близко физически – не имеет значения. Если мы практикуем – все начинает меняться. Давайте вспомним Махабхарату и историю про Экалавью? «Экала́вья – герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», сын Хираньядхануса, царя нишадхов, молодой принц, хотевший стать учеником Дроны. Так как нишадхи были неарийским, варварским племенем, Дрона не принял его к себе в ученики. Экалавья, припав головой с стопам Дроны, удалился в лес. В лесу, без ведома или согласия Дроны, Экалавья вылепил из глины мурти своего учителя и обращаясь к нему за советами, стал тренироваться в стрельбе из лука, соблюдая при этом строгую дисциплину. Вскоре целеустремлённый Экалавья приобрёл невероятную быстроту в обращении с луком и стрелами и превратился в искусного воина, равного Арджуне по мастерству и доблести».

Ждать, когда придет Учитель, когда появится Духовный Наставник – нельзя. Даже если Он появится и укажет нам дорогу – как мы пойдем, если до этого не попытались сами сделать ни шагу? Надо практиковать, что-то, но каждый день. Асаны, пранаяму. Молиться. Медитировать – так, как понимаем, так, как получается. Читать тексты, читать Йога-сутры, Бхагавад Гиту, Евангелие. Не искать снаружи. А строить себя изнутри. Строить фундамент. А это работа черновая, неблагодарная – и когда на нем возводится красивый дом, о фундаменте все забывают. Означает ли это, что можно возводить дом сразу, на песке? И надеяться, что он устоит?

А потом, потом и Учитель появится. Если не в этой жизни – значит, в следующей. Да и какая, собственно, разница, когда? Появится.


Автор: Дмитрий Демин, http://ha-tha.ru

Фото: life_of_fee/instagram.com