Из КМС в инструктора по йоге: интервью с Ярославом Тарасенко

Из КМС в инструктора по йоге: интервью с Ярославом Тарасенко

Я уже призналась, что пришла в йогу через театральное искусство и танец. И до сих пор не знаю, куда эта тропинка меня приведёт и сколько ещё предстоит открытий. Но у каждого из нас свой путь к свету — и это самое интересное, самое важное в жизни. Иногда бывает, что хочешь рассказать историю человека просто, увлекательно, своими словами. Но потом понимаешь, что лучше предоставить слово ему самому.

Ярослав Тарасенко в прошлом спортсмен, КМС, неоднократный победитель Приднестровья ,призер мастерских турниров и других международных соревнований,среди взрослых по Греко-Римской борьбе. Этим видом спорта он занимался с детства более двадцати лет. В 33 года ушёл из спорта, чтобы преподавать йогу. Сегодня Ярослав Тарасенко — один из лучших и самых востребованных мастеров йоги в стране.

— Ярослав, как произошел ваш переход от греко-римской борьбы к йоге?

— Спортом я занимался с 8 лет, помню, что на первых соревнованиях весил 27 кг. Посвящал спорту большую часть своей жизни до 33 лет, но параллельно, примерно в 2000 году начал изучать ведическую философию и культуру. Сначала я с йогой познакомился как с философией, а когда начал погружаться в эти знания, узнал о том, что хатха-йога предполагает комплекс упражнений и решил попробовать. Результат был удивительным. До того у меня были проблемы с позвоночником, разные травмы, и занятия йогой полностью восстановили моё тело, заметено улучшилось самочувствие. Я заметил, что и на тренировках улучшилось дыхание после йоги; легче было настраиваться перед соревнованиями, то есть психологическое спокойствие пришло, но меня особенно зацепило определенное состояние сознания, которое возникает после йоги; трудно это с чем-то сравнить. Это состояние наполненности и умиротворения. Если после спорта ты чувствуешь усталость и истощение, то после йоги, как раз наоборот, заряд бодрости, как бы ты не устал на коврике,а есть достаточно энергоемкие занятия.

То есть йога сначала была дополнением к спорту?

— Можно и так сказать.

— А не возникало каких-то противоречий? Спортивная борьба — это соревнование, где побеждает сильнейший, а йога, напротив, про состояние гармонии, которая достигается в какой-то степени и смирением, принятием этого мира.

— Все противоречия у нас в голове. А вот находить общее в разном, этому и учит йога. Да, в некоторых видах спорта приходится проявлять агрессию, но эта агрессия должна идти не из сердца, а только как внешнее соблюдение правил игры. Точно также и в жизни: если к нам некорректно относятся, мы не должны складывать ладошки и говорить, плюйте в нас дальше, но можем просто изобразить какую-то агрессию, я повторюсь, важно, чтобы она шла не из сердца; сыграть некую агрессивную роль. Это подобно кобре, у который нет яда, она раздувает капюшон, но не кусает, и если укусит то не смертельно.

— Какое главное качество победителя?

— Пожалуй, умение контролировать свои эмоции показывает профессионализм спортсмена. В борьбе есть специальные трюки, с помощью которых соперник пытается тебя вывести из себя, и если ты выйдешь из себя, считай, что проиграл. Важно иметь стратегический ум. Зачастую побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто умнее. Кто не умеет хорошо думать — а это умение сконцентрироваться, чему опять же учит йога — тот в спорте вряд ли чего то добьется.

— И все-таки что стало для вас стимулом изучить ведическую культуру?

— Это были книги. Есть Международное общество сознания Кришны, и мне попались эти книги. Там все так рационально и понятно написано, что нельзя не согласиться. Я понял, что мне очень близки эти идеи. Потом я познакомился с людьми, которые этим занимаются и по мере своих возможностей занимался духовными практиками.

— Вы учились в России или ездили в Индию, чтобы перенять опыт местных мастеров?

— Я никуда не ездил, учился в Москве и в Одессе, где прожил 15 лет. В Индии даже большая вероятность, что тебя облапошат. Индию можно сравнить с библиотекой, в которой остались знания и культура, но ведь не каждый человек способен этими знаниями правильно распорядиться и тем более поделиться. Индия для меня не показатель
духовности. 

— Была ли в вашей жизни встреча с человеком, особенно повлиявшим на вас?

— Я никогда не разделяю людей на особенных и обыкновенных. Каждый человек особенный. И каждая встреча важна. Да и все, что происходит в нашей жизни, важно. Учиться можно у всего чего угодно и кого угодно. Я убеждён, что в Москве больше чем где-либо в мире лучших преподавателей йоги. И даже больше чем в Индии. Мне нравится, что в нашей стране к йоге досточно профессиональный подход, ей и другими восточными практиками занимаются некоторые квалифицированые врачи.

— В чем для вас главная идея Йоги?

— Йога — всегда преодоление себя. Наша задача сегодня стать лучше, чем вчера. 

— Сейчас у людей большой интерес к йоге? Стало модно думать о ЗОЖе.

—Мне кажется, сейчас происходит спад интереса из-за перенасыщенности рынка и большого количества людей, которые начали вливаться в этот поток, исключительно из корыстных целей. Появилась нотка коммерческого интереса. Я считаю, что преподавать йогу надо исключительно по своему внутреннему убеждению и предназначению. Я, прежде чем начать преподавать, лет десять созревал до этого. Я до сих пор не уверен, достоин ли я быть преподавателем йоги. Сейчас идёт профанация: йога везде, тысяча направлений, каждый выдумывает своё, и это все отталкивает от йоги думающих людей. Появилось много фальшивого, а чего-то искреннего, подлинного мало осталось и поди разберись... А человеку достаточно первого впечатления, чтобы составить своё мнение о чем-то. Нет такого бума, как было раньше. Сказывается финансовый кризис, когда люди впервую очередь обеспокоены удовлетворением своих естественных потребностей.

— К тому же, до сих по существует много предрассудков, связанных с ошибочным пониманием йоги как части религии.

— Йога — это не религия, это скорее философия. Йога не привязана к определенной религии, подходит для людей любого вероисповедания. Самое авторитетное описание йоги дано в книге «Йога-сутра» Патанджани, в ней даётся именно философия без конкретного религиозного направления.

Каждый ли может заниматься йогой?

— С одной стороны, может заниматься каждый. Большое заблуждение людей, что непременно надо выполнить сложные асаны — достаточно прийти и попытаться что-то сделать. Это не гимнастика, где важна какая-то форма конечного положения тела, у нас главное задать правильный вектор работы мышц, связок.Отлично прорабатываются все внутренние органы. Но главное, работа с сознанием. Да, йога и для всех и далеко не для всех. Надо иметь дисциплинированность ума, характера, желание к саморазвитию. Это не для ленивых людей. Смысл в том, чтобы погрузиться в себя, постараться связать работу тела со своим сознанием, понаблюдать за ощущениями в мышцах, за своим дыханием, отвлечься от внешнего мира.

Йога может помочь быть здоровым без лекарств?

— Не хочу хвастаться, но я не пользуюсь фармацевтикой. Максимум, что я могу принять, это колдрекс. И то потому, что есть ответственность прийти провести занятие, и не могу себе позволить полежать дома, поболеть. Да и Слава Богу не болею. А вообще лечусь природными средствами: имбирь, мёд, лимон. Болезнь возникает из-за образа жизни, нет смысла лечиться, если человек не меняет образ жизни.

— Существует много разных видов йоги, как понять, какой подходит именно тебе?

— Все зависит от внутренней потребности. Кого-то интересует больше работа с тонкими энергиями — это, к примеру, кундалини-йога, кто-то делает акцент на физических упражнениях — это хатха-йога. Вы правы, йога предлагает такое разнообразие, что каждый найдёт что-то для себя интересное. Надо просто попробовать на себе. И важно понять, для чего нам йога: если просто как модное течение или ЗОЖ, то нет смысла в этом. Йога очень многое в себе заключает, очень много значений и смыслов у этого слова.