Что такое 4 ашрама в жизни человека.

Что такое 4 ашрама в жизни человека.

Вот согласитесь, бывает же такое, Вы действительно очень хотите практиковать регулярно. Уже настроились пойти сегодня на занятие, взяли коврик для йоги, форму и ждете намеченного часа, а тут вдруг непредвиденные обстоятельства: на работе внезапный аврал, вызывают к ребенку в школу, муж/жена или другие родственники просят помочь, да много чего может случиться «вдруг» и вот ваша практика отменяется. 

А что если такое происходит с завидной регулярностью. Особенно это актуально для семейных, работающих людей, когда есть еще долг, который надо исполнять: долг перед семьей, перед работой, перед другими людьми, так называемая дхарма.

GettyImages-831349450.jpg

Изучая индийскую культуру, еще раз убеждаюсь, насколько мудры были люди в те времена. Чтобы человека ничего не отвлекало от выполнения его дхармы, мудрецы разделили жизнь человека на 4 ашрама. Каждый ашрам насчитывает условно 25 лет. Каждому ашраму соответствовала своя дхарма - свой долг и своя практика йоги.

  • Первые 25 лет ашрам ученичества — брахмачария. Человек узнавал, как устроен мир, свою профессию, свое место в окружающем мире. Он мог жить и учиться в ашраме, если речь шла о касте брахманов или обучаться ремеслу, которому предстоит заниматься всю жизнь. Так создавался целостный человек, который знал, как ему жить дальше, что делать и какой путь выбрать. На данном этапе жизни йогин постигал основы йоги – яму, нияму (этическо-нравственные основы) и асаны.
  • GettyImages-655235152.jpg

  • Следующие 25 лет жизни – это семейная жизнь — грихастха; Человек занимается делами семейными: воспитывает детей, поддерживает материальное благополучия семьи, ведет хозяйственные дела. Человек переходит от асан к следующей ступении-пранаяме.
  • После окончания второй 25-летки начинался период отшельничества – Ванапрастха (санскр. —ушедший в лес). Человек постепенно отходил от семейных, материальных и хозяйственных дел. Свой долг перед семьей выполнен, дети получили воспитание, родились внуки, и вот именно в этот момент человек должен был перейти к стадии ванапрастха, отрешиться от активной мирской жизни и удалиться в лес, чтобы предаваться размышлениям и вести аскетический образ жизни. Примечательно, что это в основном касалась только главы семьи — мужчины. Женщина обычно оставалась в семье на попечение старшего сына, помогая невестке вести хозяйство и заниматься детьми. На данном этапе человек может приступать к изучению медитативных техник, так как его ум не отягощен мыслями о содержании семьи, воспитании детей и другими житейскими проблемами.
  • GettyImages-996095588.jpg

  • Заключительный ашрам — Санньяса. Отшельничество – жизнь полностью отрекшегося от мира – 75-100 лет. Этот период предполагал полную непривязанность к обществу, семье, материальному миру. Именно в этом ашраме и должна была заключаться основная цель йоги - достижение самадхи. Конечно, это было актуально не для всех, а только для тех, кто осознано выбрал этот путь.

Система ашрамов не предполагала ни насилия, ни резких поворотов в жизни. Жизнь должна идти своим чередом и переход в новый ашрам должен происходить только тогда, когда в предыдущем закончены все дела .Таким образом, система была выстроена очень логично, ни один ашрам не пересекался друг с другом .И на каждом этапе жизни было место отведенное занятием йогой, в том или ином ее аспекте. Всему было выделено свое время и отведено свое место.