Люди издавна замечали, что огонь обладает трансформирующей силой. Без него не было бы человечества и его эволюции. Огонь может быть разным – интенсивным, диким, стихийным или слабым, затихающим, тлеющим. Для работы с огнем нужно уметь сохранять равновесие – он должен быть постоянным и устойчивым и не выходить из-под контроля. Это похоже на практику выполнения асан. Многие учителя и практикующие думают о тапасе в буквальном смысле слова как о чем-то, что может зажигать огонь изнутри, и это неудивительно, учитывая, что на санскрите тапас означает «создавать жар», «нагревать». Но тапас – это гораздо больше чем наращивание силы и выносливости. Это еще и работа ума, который должен найти золотую середину между напряжением и расслаблением в теле. Ваша практика не должна быть изматывающей и убивающей. Важно не переусердствовать в выполнении асан, чтобы не получить травму или выгорание. Главное обучение на йоге – это слушать то, что говорит ваше тело в каждой асане, и при этом вы не должны утрачивать связь с собой.
Следующая последовательность асан предназначена для развития равновесия не только на коврике, но и в жизни. Возможно, она покажется вам слишком простой, но тут важно найти баланс между усилиями, которые вы прикладываете при выполнении каждой асаны. Учимся проявлять свою решимость и в то же время поддерживать энергию. Это также хорошо помогает развивать концентрацию ума.
1. Капалабхати (дыхание Огня)

Сядьте в Сукхасану, губы сомкнуты. Вдохните через нос и наполните ваши легкие примерно наполовину. Поддерживая расширение в ребрах, резко втягивайте нижнюю часть живота, чтобы вытолкнуть воздух через нос резкими толчками. Сделайте 20–50 коротких выдохов.
2. Тадасана (поза Горы)

Встаньте, ноги на ширине плеч, широко раздвинув пальцы ног. Подтяниет коленные чашечки и втяните живот. Давите плечами немного назад, чтобы расширить грудь, руки располагаются по бокам. Смягчите челюсть и позвольте подбородку наклониться немного вниз, чтобы удлинить заднюю часть шеи. Задержитесь на 5 вдохов.
3. Врикшасана (поза Дерева)

Из позы Горы поднимите одну из ног и расположите ее на другой ноге – чуть выше или ниже колена. Сожмите ладони вместе перед собой на груди и задействуйте мышцы кора. Задержитесь в асане на 10 вдохов. Вернитесь в позу Горы. Поменяйте ноги.
4. Уттанасана с кирпичом (поза вытяжения)

Из позы Горы наклонитесь вперед, задействуя только тазобедренные суставы (не сгибаясь в талии). Разместите один или два кирпича под макушкой, руки на полу или на кирпиче расположены на ширине плеч. Задержитесь на 5 вдохов.
5. Планка

Поставьте руки под плечи, затем отведите ноги назад пока ваше тело полностью не выпрямится, ноги прямые и задействован брюшной пресс. Подтяните бедра и выпрямите колени. Держите грудь широкой и заднюю часть шеи натянутой. Держать до 20 вдохов.
6. Адхо Мукха Шванасана (поза Собаки мордой вниз)

Из Планки поднимите бедра наверх, руки оставьте на полу, вытяните спину. Смотрите, чтобы шея не была в напряжении, плечи раскрыты. Задержитесь на 10 вдохов.
7. Баласана (поза Ребенка)

Из Собаки мордой вниз опустите колени на коврик и прижмите бедра к пяткам, вытяните руки вперед ладонями вниз. Положите лоб на коврик. Задержитесь тут на 5 вдохов.
8. Сукхасана

Сядьте на седалищные кости, перекрестите голени, чтобы они были ниже колен. Можно разместить перед собой кирпич, на который можно опустить лоб, – по желанию. Задержитесь на 5 вдохов.
9. Пашчимоттанасана

Вытяните ноги вперед, чтобы между ними было небольшое расстояние. Там, где самая узкое место между ног, – разместите кирпич. Наклонитесь вперед и положите голову на него. Расслабьте шею, лицо и челюсть. Задержитесь на 5 вдохов.
10. Шавасана (вариация с болстером)

Лягте на коврик и положите болстер или свернутый плед под сгибом колен. А другой болстер расположите сверху вдоль всего тела, чтобы хорошо расслабиться и чувствовать себя глубоко заземленным. Опустите руки по сторонам ладонями вверх. Позвольте своему телу стать тяжелее и мягче. Отдохните здесь 5 минут или дольше.
Автор: Сара Жирар, автор более 1000 учебных курсов по йоге, преподаватель индивидуальных и корпоративных программ. Она считает, что, подключив творчество и внимательность к своим движениям, мы можем найти пути оздоровления организма.
Перевод: Екатерина Евсеева