Когда танец становится йогой, а йога — танцем

Когда танец становится йогой, а йога — танцем

Что есть йога? Танец.

Неожиданно? Удивились? Какое отношение имеет такое легкое развлечение (на первый взгляд) как танец к такому серьезному направлению как йога? Знаете, для меня — самое непосредственное.

Танцы — моя страсть, и более давняя, чем йога. Все началось в самом раннем детстве: начиная с трех лет, я уже, как говорится, «не слезала» со сцены: танцевала в детском саду, на праздниках в школе, на районных конкурсах и даже в Концертном зале им. Чайковского. А сейчас уже несколько лет танцую парную социальную латину.

Все это действительно можно назвать увлечением и развлечением. Но танцы бывают разные. Серьезный танец — это проживание кусочка жизни, со всеми ее взлетами, падениями и возрождением. Это рассказ, сюжет, наполненный мыслью, содержанием, чувствами и вдохновением, восторгом и переживаниями, радостью и печалью — как задумано автором. И именно такой подход к танцу стал частью моей нынешней профессии как преподавателя Хатха-йоги.

david-hofmann-570022-unsplash.jpg

Для меня примером гармоничного встраивания плавности танца в практики йоги служит направление Jivamukti, основателями которого являются Шэрон Гэннон (танцовщица, хореограф, художник, музыкант) и Дэвид Лайф (музыкант, исполнитель, художник, поэт), в прошлом люди искусства. Практикуя это направление, я приняла его для себя как родное, на которое мое существо сразу отозвалось полным резонансом и благодарностью. Подобные практики — это невероятная текучесть, сильный и в тоже время ровный и непрерывный поток, без неоправданных остановок, тормозящих порогов и опасных водоворотов. И в тоже время утонченность, изысканность и элегантность.

Элегантность. Я люблю ее во всем — в одежде, в образе, в манерах, в выражении мыслей, в юморе, в возрасте. И кто сказал, что йоге это понятие чуждо? Один из важных критериев йогической последовательности — именно ее элегантность, грациозность (в противовес угловатости и неуклюжести). В такой практике каждое дыхание, каждое движение, каждая асана оправданы, на своем месте и в свое время, выстроены в едином потоке, с осознанностью, с внутренним удовлетворением и намерением, а плавные переходы естественно и надежно связывают прошлое и будущее через настоящее. Конечно, такой подход требует большого объема умственного труда при подготовке и определенных умений при проведении, но какое удовольствие и ощущение целостности он приносит всем участникам действа! Я стремлюсь именно к такому уровню.

avi-richards-723450-unsplash.jpg

Вдохновение, плавность, единый непрерывный поток дыхания и движения в сочетании с логичностью, отточенностью и правильной техникой — вот что означает йога-танец. Асаны как будто нанизываются на прозрачную нить дыхания, как бусины, в определенном продуманном порядке, в полной гармонии формы, цвета и текстуры, плетется настоящее кружево! И в результате получается целостное произведение (по принципу Виньяса-крама).

Даже так любимые мной силовые практики можно сделать элегантными! Силовая грация и грациозная сила — это ли не йога? А Виньяса Флоу? А Сурья Намаскар как классический пример динамической виньясы, с ее медитацией в движении — чем не танец?

Плавная динамика занимает важное место в моих практиках. Моя динамика — это не фитнес и не спортзал, а синхронизация дыхания с движением в правильно выбранном ритме с определенной целью. Движение в асану и обратно в ритме дыхания позволяет телу открываться постепенно, приобретать легкость и устойчивость, подготавливает к безопасной и углубленной статике. Кроме того, динамика повышает уровень общей выносливости. Именно благодаря динамике в йоге я давно забыла, что такое усталость и утомляемость, в прекрасной физической форме с утра и до вечера и каждый день.

spencer-dahl-598380-unsplash.jpg

Танец предполагает музыкальное сопровождение, поэтому еще один важный элемент в моих практиках, помогающий поддерживать непрерывный поток, — музыка. Не все преподаватели используют музыку на своих практиках, и это необязательно и очень индивидуально. Но если используем, то ее качество становится важным инструментом воздействия на эффективность практики наших учеников.

В личной практике мы свободны в своем выборе: кто-то практикует под звуки природы, а кто-то под тяжелый рок и металл — выбираем то, что помогает именно нам. Практика в классе требует обдумывания и корректировки своих личных предпочтений в сторону музыки, приемлемой для восприятия большинства. Я уделяю много времени и внимания подбору музыкальных йога-сетов, распределяя треки по ходу практики.

У меня среднее музыкальное образование (по классу фортепьяно), всегда были «десятки» по сольфеджио, прекрасный
музыкальный слух, и я сама очень хорошо слышу музыку: главную тему, тональность, ритм, размер, нюансы аранжировки, особенности вокала.

larm-rmah-47673-unsplash.jpg

Когда я была обычной практикующей, я понимала, что ту или иную музыкальную подборку уже слышала недавно, а она повторяется снова и снова… И это обстоятельство лично на мою практику влияло отрицательно, повторы мешали углубиться и полностью проникнуться практикой. Возможно, это издержки музыкального образования и мешает только мне, многие и внимания не обратят, а кому-то, наоборот, такое постоянство нравится. И все же я учитываю такую вероятность. Конечно, количество плей-листов у меня ограничено, но их достаточно много для того, чтобы они повторялись лишь через несколько месяцев, а потому музыка воспринимается каждый раз новой.

Да, в моих практиках есть плавность и ритмика танца, но я знаю меру: все инструменты, которые я использую, служат достижению конкретной цели конкретной практики, не отвлекая и не превалируя над ней. Ты можешь танцевать технически правильно, четко отмеряя шаги, соблюдая ритм, но если нет вдохновения, полета, танец останется просто техникой. Ты можешь практиковать йогу по всем техническим канонам, соблюдая отстройку и травмобезопасность, но если нет погружения, логики, непрерывной и
последовательной очередности элементов, единения дыхания с движением, практика останется просто набором асан.

Следуй за дыханием, нанизывай на него движения, слушай свою внутреннюю музыку, рисуй свою картину — и это будет твой Йога-танец! «Не удары молота, а танец воды доводит гальку до совершенства» (Рабиндранат Тагор)

olivia-bauso-801178-unsplash.jpg

«Сознание должно танцевать вместе с телом. Вся Вселенная является сценой, на которой вы танцуете, и ваша душа хореограф этого танца. Попробуйте почувствовать, что любое действие, которое вы совершаете — самое прекрасное действие, самый красивый танец, потому что вы танцуете со всей Вселенной. Ни о чем не сожалейте. Прощайте все. Выражайте вашу сущность. Позвольте вашему сердцу вести вас, безо всяких ограничений, правил и страха». (Йоги Бхаджан)

Когда идешь — будь движением. Когда дышишь — будь дыханием. Когда практикуешь — растворись в асане, стань асаной, дыши ею, живи в ней. Когда танцуешь — будь танцем. Не отстраняйся — будь вовлечен.

  • Плавность, но не вялость
  • Динамика, но не фитнес
  • Кружево, но не паутина
  • Поток, но не водоворот
  • Это мой Танец.