Как работает мозг во время медитации. 2 часть.

Как работает мозг во время медитации. 2 часть.

Продолжение интервью с нейробиологом, профессором психологии и психиатрии Ричардом Дэвидсоном.

— В первой главе книги «Перспективы сострадания: западные ученые и тибетские буддисты исследуют человеческую природу» вы и ваши соавторы рассказываете о первых разговорах с тибетскими монахами, которые хотели убедиться, что у ваших исследований были альтруистический мотив. Это созвучно с основной природой тибетской медитации, в которой медитирующие сосредоточены на сострадании ко всем существам и уменьшении страданий в мире. Считаете ли вы, что работа, которую вы сейчас делаете, знаменует собой ранние этапы развития науки о таких вещах, как сострадание, забота о других и альтруизм?

— Абсолютно. Сейчас появляется все больше доказательств того, что сострадание становится реальной областью научного интереса. Есть очень серьезные ученые, некоторые из которых являются лауреатами Нобелевской премии, которые теперь посвящают свое внимание этим позитивным качествам в попытке привлечь к ним вполне заслуженное внимание.

— В книге Дэниела Гоулмана «Деструктивные эмоции» одна глава включала в себя расшифровку беседы группы ученых (среди которых были и вы) с Далай-ламой, в ходе которой обсуждалась проблема гнева. Участники обсудили, есть ли такая вещь, как позитивный гнев, как гнев можно контролировать или творчески направлять, а также неврологическую основу гнева. Что вы можете рассказать нам об этих вопросах?

— Я думаю, что это очень интересная и важная тема. Типичные ситуации, порождающие гнев, — это ситуации, в которых мы не можем достичь своих целей. Эмоция гнева исторически развивалась, чтобы облегчить нам устранение препятствий на пути к нашим целям. Таким образом, мы можем увидеть в гневе изначальные положительные свойства, функцию облегчения устранения препятствий для достижения важных целей — особенно если отделить гнев от стремления причинить вред или уничтожить мешающего человека или объект. На данный момент, это просто догадка, но мы можем исследовать гипотезу о функциональной стороне гнева, который мобилизует наши ресурсы, усиливает нашу бдительность и в целом облегчает устранение препятствий для развития.

— Вы сказали, что ваша первоначальная мотивация начать исследования в этой области была связана с оказанием помощи людям. Какие у вас ближайшие цели в этом направлении?

— Я глубоко предан целям, которые сформулировал, и искренне верю, что мы сможем использовать эту работу, чтобы помочь уменьшить количество страданий в мире и повысить благосостояние людей. Я все чаще участвую в исследованиях, которые применяют эти методы в более широких масштабах и с возможностью получить более существенные результаты.

Один из способов, которым мы это делаем, — изучение применения медитации и других созерцательных практик в начальных образовательных учреждениях. Мы считаем, что мозг особенно пластичен в ранние годы жизни человека. У нас есть реальная возможность произвести более серьезные и долговечные изменения именно в этот период жизни и использовать их как профилактическую меру для повышения устойчивости и защиты от развития психопатологии. Это очень перспективная область развития созерцательных нейронаук.

Интервью с профессором Дэвидсоном было впервые опубликовано на сайте http://www.healthy.net/

Научные факты о медитации:

  1. Медитация улучшает способность к обучению, памяти и регулированию эмоций за счет увеличения толщины серого вещества в отдельных участках мозга — таких, как гиппокамп;
  2. Практика медитации ведет к снижению частоты и интенсивности негативных эмоциональных реакций и снижению тревожности — важную роль в этом процессе играет участок мозга под названием миндалевидное тело (миндалина);
  3. Практика медитации способствует развитию навыку мультизадачности и эффективно перераспределять нейрофизиологические ресурсы, идущие на формирование кратковременной памяти в процессе восприятия множественных внешних сигналов;
  4. Медитация существенно и устойчиво уменьшает симптомы депрессии и панических атак, а также многих других психических и психологических расстройств, включая синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей, болезнь Альцгеймера у людей в возрасте;
  5. У пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, занимающихся медитацией, показатели смертности ниже, чем у тех, кто лечится только традиционными способами.

21, 22 и 23 июля один из самых влиятельных нейрофизиологов мира Ричард Дэвидсон и ведущий инструктор сообщества «Тергар» Мёшин Келли проведут вечернюю дискуссию и двухдневный семинар «Медитация и мозг», в ходе которого расскажут о результатах новейших исследований в области влияния медитации на мозг, а также познакомят всех желающих самыми эффективными техниками медитации.

Регистрация и билеты на лекцию: tergar.ru

Регистрация и билеты на семинар: tergar.ru