Почему студенты не выполняют инструкции преподавателей

Почему студенты не выполняют инструкции преподавателей

К написанию этой статьи меня подтолкнул пост знакомого преподавателя йоги в социальной сети. В нем автор возмущается и негодует — совершенно справедливо, кстати — что новички на групповых занятиях не выполняют инструкций преподавателя, игнорируют рекомендации воздержаться от некоторых асан, а порой считают себя более компетентными, чем их преподаватель. При этом они совершенно не осознают существующий риск получить травму и нанести вред своему здоровью. Поскольку такие ситуации знакомы многим преподавателям, давайте разберемся, почему это происходит, и что можно с этим сделать.

Существует несколько причин, по которым люди не следуют инструкциям преподавателя.

  1. Не могут. Человеку может просто не хватать физической силы, гибкости, подвижности суставов. «Выше-ниже-поднимите-опустите-разверните-таз-бедро-колено»… Он и рад бы, но… пока не получается. При этом, если мышцы не справляются с нагрузкой, они перекладывают ее на другие участки тела. Например, попытка поднять ногу выше, чем позволяют физические возможности, приводит к перекосу таза и всего тела. В такой ситуации всегда можно предложить облегченный, упрощенный вариант асаны или воспользоваться пропсами.
  2. Не понимают. Студенты могут просто не понимать, чего инструктор от них добивается, или понимать неправильно. Хотя это может казаться странным, но даже названия частей тела люди могут не знать. Вспомним хотя бы пресловутое слово «плечо», которым в анатомии и на асана-классах называют верхнюю часть руки, а в разговорной речи – область между шеей и плечевым суставом. Далеко не всегда люди точно знают расположение внутренних органов, и им могут быть непонятны рекомендации типа «фокусируем внимание в области солнечного сплетения» и т.п. Другой причиной непонимания могут быть сами инструкции. Если мы говорим что-то типа «задние пахи прижимаем к костям» и т.п., не стоит обижаться, что нас не понимают. Вывод простой: продумываем инструкции так же тщательно, как последовательность асан. Убеждаемся, что студентам они понятны, а также в том, что нас хорошо слышно.
  3. Не успевают. Иногда преподаватели злоупотребляют инструктажем, и дают указания в явно избыточном количестве. Люди просто не успевают их осмыслить, понять, что из всего сказанного является главным и основным, а что – второстепенные детали.
  4. Не чувствуют. У многих людей, делающих первые шаги в йоге, нет навыка ощущения своего тела. Если такой новичок не видит себя в зеркале (желательно со всех сторон), ему трудно расположить все части тела правильно. Вы подходите, смотрите на него проникновенно, повторяете: «Колено располагаем прямо над голеностопным суставом». Новичок смотрит на свое колено (а голеностопный сустав он не видит), убеждается, что оно на месте, улыбается, смотрит на вас гордо и радостно, как бы говоря своим взглядом: «Все в порядке, шеф, не волнуйся!» Ну, что делать, многие так начинали. Сами поправляем ему руки-ноги-колени, помогаем отстроить асану, просим, чтобы он запомнил положение тела и внутренние ощущения. 
  5. Забывают. Вот только что, когда вы делали вирабхадрасану, вы уделили несколько минут внимания персонально своему новому студенту. Сами все поправили, исправили, отстроили. И было уже все хорошо (ну, почти)! Но тут случилась вирабхадрасана на другую ногу, и он опять все делает абсолютно неправильно! Не отчаивайтесь и не теряйте надежду! Случится этот счастливый день в его и вашей жизни (если не в этой, то в следующей точно), когда он все запомнит и отстроит вирабхадрасану как надо.
  6. Привыкают. Бывает, что перед таким важным и ответственным шагом как первое посещение йога-класса, люди, чтобы не ударить в грязь лицом, предварительно занимаются дома самостоятельно по книгам, фильмам, телепрограммам. При этом, даже если они смотрят качественные видео с хорошими преподавателями, дома им никто не мешает делать неправильно: так, как им легче, как получается или как им кажется красивее. Раз за разом повторяя неправильный вариант выполнения асан, они вырабатывают привычку, двигательный стереотип. А переучиваться, как мы знаем, намного труднее, чем учиться. Ничего, набираемся терпения.
  7. Скучают. Если мы рекомендуем человеку воздержаться от каких-то практик, что-то пропустить, нужно предложить ему альтернативу, занять чем-то на то время, пока остальная группа делает то, что ему нельзя. Чтобы у него не складывалось впечатление, что он «ползанятия ничего не делал» и вообще «зря пришел». И никогда не помешает напомнить студентам, что инструкции даются не для того, чтобы осложнить им жизнь и практику йоги, и не для красоты, а для того, чтобы практика была безопасной.
  8. Не доверяют преподавателю. Это случается, когда мы не можем грамотно аргументировать свои инструкции и замечания или убедительно ответить на заданные вопросы. Лучше заранее позаботиться о том, чтобы не попадать в такие ситуации. Прояснить для самих себя смысл и цели наших требований и тех инструкций, которые мы даем студентам. То есть, если мы настаиваем, например, на том, чтобы колени были согнуты или, наоборот, выпрямлены, мы должны понимать, почему нужно делать именно так и какие неприятности возможны, если делать по-другому.
    Если же у нас нет ответа на какой-то совсем уж неожиданный вопрос, нет ничего страшного в том, чтобы сказать: «Давайте я отвечу на этот вопрос на следующем занятии». Но, конечно, нужно об этом не забыть, обязательно вернуться к этому вопросу и дать ответ.
    Бывает и по-другому. «Плавая» в безбрежном море доступной, но не всегда качественной информации, человек может еще до своего первого визита в йога-студию составить свое представление о том, что такое «правильная» йога. И, если инструктор не соответствует этим представлениям, новичок может быть сильно разочарован. Однако же у нас всегда есть возможность найти индивидуальный подход к каждому нашему студенту или хотя бы попытаться это сделать. Ну, а если все попытки безрезультатны, достичь взаимопонимания не получается, лучше сохранять свою позицию (если, конечно же, мы в ней уверены), чем пытаться всем угодить. Перефразируя Бунина, скажем, что преподаватель йоги – не червонец, чтобы всем нравиться. Среди современного разнообразия стилей йоги, школ и учителей любой человек может выбрать то, что подходит лично ему. Наша задача – ему в этом помочь.
  9. Знают больше нас. Да, такое вполне возможно. Люди, и преподаватели йоги в том числе, не совершенны, а знать все невозможно. И это означает, что рано или поздно к каждому из нас придет на занятие человек, который знает больше, разбирается лучше, практикует дольше, асаны делает круче, в Индию ездит чаще и так далее. Отлично! Учимся видеть Учителя в каждом человеке, в том числе и в наших студентах.

Йога-класс – не только тренировка для студентов, где они учатся делать асаны, дышать, управлять своим вниманием. Это и для преподавателей тренировка, на которой мы практикуем терпение и терпимость, доброжелательность, смирение и… чувство юмора.