Полгода в Ришикеше: история одного обучения

Полгода в Ришикеше: история одного обучения

Я много лет мечтала бросить «колесо сансары» своей издательской карьеры и улететь в Индию, и вот наконец-то решилась. Самолёт из Шереметьево прилетел в Дели с часовым опозданием. Несколько часов на такси — и вот мы в предгорьях Гималаев — в Ришикеше.

Дорога от моего дома в России до дома Учителя заняла сутки. Я очень волнуюсь: два раза в год Учитель набирает курс по аюрведе. Как и в йоге, знания здесь передаются напрямую, от учителя к ученику. Поэтому дважды в год со всего мира к Учителю съезжаются доктора аюрведы: изучать ингредиенты, учиться диагностике, составлять аюрведические гороскопы «джойтиш», знакомиться с методами йога-терапии, очищения и оздоровления организма. Следующий набор только через полгода, но мне жизненно необходимо попасть именно сейчас. Мне сказали: он посмотрит на тебя и решит.

ганг.jpg

Первая ночь в Ришикеше показалась нескончаемой. Я чувствовала невидимую силу, которая, как в фильме ужасов, гоняла меня по комнате. Сложно было отличить сон от реальности. Меня подбрасывало к потолку, мои руки светились. Оставалось только читать мантры и молиться. В четыре утра, услышав мирный цокот лошадок за окном, я уснула без сил.

[banner]

Жизнь в Ришикеше — настоящая школа выживания. Вставать в четыре утра тяжело: в комнате холодно, я сплю в шапке, душ из ковшика. Глоток горячей воды, больше перед пранаямами пить нельзя. Однако минуты, когда я иду на практику, в покрывале к дому Учителя, — волшебны: темно, тихо, огромная луна подсвечивает очертания гор.

Моя жизнь полна рутины: утром медитация, днём — уроки и йога, и надо успеть постирать и помыться, пока комната чуть нагрелась от солнца. Перед ужином ещё занятия аюрведой. Затем ужин и снова медитация в полном молчании в позе лотоса, с руками, сложенными на груди, философские беседы. Час без движения. Затем вечерний моцион и сон — нужно высыпаться, восстанавливать силы.

ганг1.jpg

На медитации, кроме меня и Учителя, Нелли из Питера и голландец Адам. Мы не торопимся общаться друг с другом — это отвлекает. Молча садимся на свои коврики лицом на восток, медитируем. Часов здесь нет, и мой беспокойный ум реагирует на звуки. Каждый делает свою йогу, затем цикл дыхательных пранаям. Мне пока сложно задерживать дыхание на 40 секунд в конце полного цикла вдох-задержка на 40 секунд — выдох — задержка на 40 секунд. Многое не получается, и удовольствия никакого, но кайф не входит в число добродетелей врача аюрведы.

В Ришикеше всегда в поле зрения предгорья Гималаев и священная река Ганг. Здесь не бывает лёгких дней, но в каждом есть мгновение счастья. Я начала ценить простые человеческие радости: солнечное тепло, чашка чая. Я скучаю по сериалам, общению, чтению книг и ничегонеделанию, но каждый вечер у меня урок с Учителем. Если бы я лучше понимала его английский, мы продвигались бы быстрее, поэтому я учу английский каждую свободную минутку.

ганг 4.jpg

Середина пути: сокровенное знание. Самое интересное в моём обучении — гигантский объём новых знаний об аюрведических растениях. Каждый день Учитель приносит охапку листьев и цветов, и моя задача — сравнить живой цветок с фото в одной из трёх толстенных книг на хинди и определить название. Сижу часами, учу и запоминаю свойства сотен ингредиентов тысячелетней медицины.

Учитель испытывает меня. На крыше его дома под палящим солнцем я должна нарубить два мешка коры красного дерева. В щепки! Ножом! Каждый вечер я убираю крышу после очередной борьбы с корой. Ощущаю, будто я сроднилась с ней, будто это моя кора сходит кусками, обнажая душу. Я справилась за четыре дня, но на пятый день на этом же месте лежали новые «брёвна» уже другого вида. Теперь два часа в день я занимаюсь тем, что рублю, чищу и нарезаю на кусочки ценнейшую лиану, «гелой». Когда я узнала об её целебных свойствах, то начала с ней здороваться и разговаривать.

Мягкая внешность Учителя оказалась обманчивой. Он гоняет нас беспощадно, как солдат, говорит, что здесь мы не женщины и мужчины, а только ученики.

ганг 3.jpg

Провожаем Адама домой. Полгода он изучал мистические медитации, и несколько вечеров перед отъездом Учитель отвечал на его вопросы о выходе из тела, о приготовлении напитка бессмертия — «сома». Говорили о том, насколько может быть опасен подъём божественной энергии кундалини, которая спит в каждом человеке и активируется с помощью йоги и медитаций. Человек должен быть готов к пробуждению, иначе это смертельно. Я слушала и понимала, что соприкасаюсь с такими знаниями, которые непросто принять.

180 дней: мечта исполняется Ришикеш называют «Вратами в Гималаи». Здесь раньше жили святые мудрецы, сейчас здесь известные мастера йоги. Я немного завидую тем, кто отправится в Индию впервые. Здесь каждая встреча не случайна. Знакомые и незнакомые люди помогают советами и в быту, они помогли мне приблизиться к мечте.

Вернувшись в Россию, я сразу приступила к работе, и теперь наблюдаю каждый день, как полученные мной знания приносят пользу.