Как Дхирендра Брахмачари учил советских космонавтов дышать

Как Дхирендра Брахмачари учил советских космонавтов дышать

Говоря о йоге, мы часто рассуждаем с позиции того, что йога может дать практикующему, но практически никогда не говорим о том, что мы можем дать йоге.

Cама по себе йога самодостаточна и в настоящее время, имея широкую известность, ей не нужны популязаторы.

Но были времена, когда йога как система гармоничного развития человека совершенно не укладывалась в парадигму ценностей советского человека.

В те годы о йоге знали единицы, как правило, те, кто имел возможность выезжать за границу или купить у фарцовщиков книгу на английском или другом иностранном языке. Все изменилось в 1970 году, когда советские зрители увидели документальный фильм «Индийские йоги — кто они?», в котором наряду с историей и философией йоги рассказывали и о пользе для здоровья.

Но кем были те, кто остался за кадром? Кто создал ставший нашумевшим документальный фильм?

На дворе далекий 1960 год, в холодную и неизвестную страну прилетает известный йог Дхирендра Брахмачари (именно его книги позднее путем «самоиздатата» попадут к пытливым советским практикам). Перед великим учителем стоит непростая задача, он должен подготовить советских космонавтов — обучить их замеделенному дыханию.

Задача эта не просто сложная, а практически невыполнимая, с учетом того что о пранаяме и о правильном дыхании никто ничего не знает. Но Дхирендра не был бы йогом, если бы боялся трудностей. Он читал лекции, давал практические наставления, несмотря на общий скептицизм своих «учеников», однако семена упали на благодатную почву, и изучавший индийскую философию студент Василий Бродов стал жадно поглощать полученные знания.

yogisssr720.jpg

Именно Василий станет одним из первых советских учителей йоги. Он и станет одним из авторов вышеуказанного фильма, пригласит в СССР легендарного Айенгара и сделает многое для йоги.

Другим автором фильма стал лингвист Анатолий Зубков, обучая русскому языку в Лакхнау, он так увлечется йогой, что станет первым советским человеком, кто, сдав сложные экзамены, получит сертификат, дающий право не только обучать, но и лечить при помощи йоги. Путь от неофита до преподавателя занял у Анатолия 4 года.

В 1967 году Анатолий напишет и издаст ряд статей с практическими рекомендациями по йоге. Опубликованные в одном из советских журналов статьи вызвали неподдельный интерес у читателей, и на Зубкова обрушился шквал писем с просьбами обучить и рассказать, как стать йогом.

Судьба сводит Анатолия со ставшим уже видным ученым Василием Бродовым, вместе они пишут сценарий к фильму с названием «Индийские йоги — кто они?». После выхода на широкий экран фильма, йогой увлечены все от мала до велика, каждый хочет стать здоровым и красивым.

Свое отражение увлечение йогой находит даже в детском киножурнале «Ералаш». В Союзе начинают появляется книги по йоге, однако советская идеология напрочь стирает любую информацию о яме и нияме, считая, что «нашему человеку такого не нужно», теряется сакральный смысл йоги и ее главная цель. Остается лишь внешняя форма.

yogisssr720 (1).jpg

Но волну, поднятую фильмом, было уже не остановить, люди искали и находили зарубежные книги, переводили их по ночам после работы, перепечатывали и передавали по рукам.

Кто мог поверить, что одно маленькое зерно, брошенное в холодную почву нашей страны, сможет прорасти?

Но зерно дало корни, которые стали нашей с вами основой, историей, той самой линией преемственности, которая соединила Запад и Восток, разные страны. Это то, что дало всем нам шанс расстилать коврик и практиковать, и доказать, что практикующий тоже может дать что-то йоге. Как минимум посвятив ей свою жизнь.

Ом Тат Сат.


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Читайте также