«Тихий» ретрит: почему он вам нужен

«Тихий» ретрит: почему он вам нужен

«Много процессов сейчас происходит. Остро захотелось перезагрузки. В глушь, в Саратов не выходит. Пошла на однодневный молчаливый медитативный ретрит. Было сложно. Сложно было убрать ожидания, но в какой-то момент я решила, что я все равно не предугадаю то, что меня ждёт и пусть это будет для меня сюрпризом. 6 часов практики внимательности в тишине. Первые 30 минут я не могла успокоиться. А дальше началось все самое интересное. 

Я стала сначала активным участником, а потом и зрителем драм, обид, комедий и игры, которые разворачивались на глазах у удивлённой меня в пределах моего внутреннего интерактивного театра. Как не удивляться, когда я про себя увидела, заметила, услышала за этот день столько, что никакие книги бы мне не дали про себя узнать. 

Самое интересное было в эти моменты — состояние исследователя и наблюдателя. И оно же было самое сложное, так как первые тысячи порывов — желание остановить все эти ощущения немедленно!. Иногда я чувствовала себя диспетчером сложно-организованной городской инфраструктуры, где каждое ощущение, словно лампочка, которая требует срочного реагирования... А потом затихает.... И так область за областью.

Давать чувствам место и пространство может быть очень полезным для мозга. В момент, когда ты чувствуешь свое сердце, твой мозг не думает... Родились мысли о том, а что будет, если проживать все эмоции и чувства осознанно и так подходить к своим внутренним процессам. Обращая внимание на свои ощущения дискомфорта, возникли осознания, что некоторые чувства боли и дискомфорта — лишь плод ума и моего богатого воображения. Возник вопрос: что есть боль настоящая, а что — лишь наши фантомы?

Спасибо, друзья, что познакомили меня с этой историей и открыли сердце новым возможностям. Как же важно мне было в суете дней, в колесе своей жизни выскочить из него, чтобы понять что-то новое про себя, свою жизнь, свои идеи и свои ресурсы и побыть наедине с собой.»

Это отзыв одного из участников городского ретрита, который проходит в Москве в течение всего лишь одного дня. Тихий ретрит. Всего один день тишины, возвращения внимание к себе, в суете и череде бесконечного потока информации, миллионов вещей, которые ежесекундно конкурируют за наше внимание, бесконечного стресса и усталости.

Обычно под «ретритом» понимается уединение для духовных практик. Уйти в уединение, перезагрузится, уехать подальше в горы, к океану, в ашрам или монастырь, в группе единомышленников, под руководством опытного учителя — сегодня нам предлагается огромное количество таких возможностей. Кто-то выбирает для себя пройти 10-дневную випассану, другие могут поехать на учения к своему учителю, где бы он не находился — в Индии или проводит программу в Подмосковье, паломники со всего мира совершают кору вокруг священной горы Кайлаш. Какой бы вариант мы ни выбрали, это не просто отдых — как правило, это полная перезагрузка. Возвращаясь из ретрита, мы чувствуем себя обновленными.

Что дает нам такое ощущение? Во-первых, это действительно серьезная работа над собой. Мы встречаемся с трудностями и ограничениями нашего физического тела. Когда несколько часов подряд приходится сидеть неподвижно, с непривычки это болезненно. Даже 10 минут такого сидения для неподготовленных практиков, это тяжело. 

Когда мы практикуем хатха-йогу не раз-два в неделю, а ежедневно по несколько часов – телу это непривычно, оно дает о себе знать, кричит: «Мне больно, не хочу!». А завтра мы снова встаем с солнцем и уже на коврике или на подушке для медитации или в пути. Это преодоление. Мы как бы спрашиваем себя: «А что там есть дальше и глубже? Что находится за возможностями и ограничениями моего тела?» Есть такое понятие «освобождающая структура» — когда мы задаем телу структуру, например, неподвижным сидением, то оно вдруг в неожиданных местах начинает проявлять себя то щекоткой, то болью, то напряжением. «Где тонко, там и рвется». И тут же возникает желание освободить себя от этого дискомфорта: сменить позу, почесать, выйти из асаны. Так работает наш ум, наши автоматические реакции.

Можем ли мы остаться в этом ощущении и понаблюдать, что произойдет дальше, направив туда, в это место в теле, все наше внимание? Когда нам удается это, мы совершаем ряд открытий, мы вдруг обнаруживаем, что у нас оно вообще есть — тело. Да-да. И оно проявляет себя, и каждую секунду времени дает о себе знать. Обычно мы этого не замечаем, потому что в повседневной жизни наше внимание занято более важными делами, оно очень редко возвращается к себе. Миллионы отвлечений. И автоматических реакций. Мы вспоминаем о теле, только тогда, когда что-то болит, когда оно уже просто кричит, потому что более ранние сигналы мы не услышали, отмахнулись, не заметили, автоматически отреагировали.

Вторая причина, почему мы бываем так наполнены после ретрита, в том, где находится наше внимание. Путем специальных упражнений и практик мы остаемся вниманием в себе. Не во внешнем мире, ни в прошлом и будущем, а именно здесь и сейчас, в настоящем. И наше внимание не рассеяно и не отвлечено, а максимально сконцентрировано на самых настоящих ощущениях тела. Если говорить о нейрофизиологии, то именно в этот момент в мозге активен «контур прямого опыта», названный так канадским ученым Норманом Фарбом, когда мы воспринимаем и осознаем себя, осознаем то, что с нами происходит и что происходит вокруг нас всеми органами чувств одновременно — в отличие от «заданного контура», который активен по умолчанию все остальное время, когда мы бесконечно пережевываем ментальную жвачку из тысяч бесконечных мыслей в нашей голове.

Когда мы хотим пойти дальше в исследовании себя, мы выбираем ретрит тишины. Здесь нам не на надо тратить усилий на отвлеченные и пустые разговоры, на бесконечное выплескивание потока наших мыслей вовне и получения такого-же потока обратно — это третья причина, почему нам бывает так спокойно и хорошо, почему мы чувствуем себя максимально наполненными после ретрита. 

Замечали ли вы, когда мы больше всего расходуем свое внимание, свою энергию? Даже после практики, проведя в медитации какое-то время, первое, что мы автоматически делаем в перерыве – убегаем вниманием вовне. Вот только что мы сидели, забрав внимание к себе, вот только что бесконечный поток мыслей немного стих и вот звенит колокольчик и …внимание в окно, на стены, к другим практикующим, да мало ли чего интересного есть в этом мире? А что происходит тогда, когда мы начинаем коммуницировать с другим? Именно во время разговоров мы более всего теряем ощущение себя. 

Думаете, наше внимание сосредоточено на другом человеке и мы растворяемся в нем и забываемся? Бывает и так, но обычно мы и нашего собеседника то слушаем невнимательно, в уме мы готовим ответ ему. То есть где мы в этот момент? Точно не в здесь и сейчас. Мы в будущем, представляем, как сейчас возразим или согласимся или скажем что-то свое и в этот самый момент упускаем важные слова, важные мысли, важные смыслы и моменты, а самое главное мы упускаем себя.

Вот простое упражнение на осознанность в разговоре: попробуйте поговорить с другим человеком, оставив часть внимания в себе, например, в ощущении своих стоп.

Когда нам не надо общаться с другими во время тихого ретрита, когда мы сохраняем молчание, наблюдая за своими мыслями, эмоциями, реакциями на ощущения физического тела, именно тогда мы максимально находимся в контакте с собой. И здесь, пожалуй, самой важной является та часть практики внимательности, которая называется безоценочностью. Наш ум привык постоянно критиковать себя за что-то. Это свойственно нашей западной и христианской культуре, нашему воспитанию. Мы боимся совершать ошибки, а совершив – бесконечно виним и критикуем себя за них. Воспитать в себе безоценочное отношение, бесконечное принятие того, что происходит с нами, того, какие-бы эмоции и чувства не захватывали нас в момент практики и каждый момент времени, это не вопрос одного дня, если до этого десятилетиями мы обращались с собой по-другому. Но это может стать частью нашей жизни, доброе и бережное отношение к себе. Это и есть сама жизнь, проявленная через нашу любовь к себе. И мы можем научиться этому. Чтобы стать внимательным к себе, быть готовым услышать свое сердце, мы остаемся в тишине, в медитации.

У нас всегда есть эта возможность, даже не покидая города, перезагрузиться, уединиться для практики медитации и вернуться к себе даже в однодневном тихом ретрите. 

И еще 3 причины пойти на однодневный тихий ретрит:

  1. Углубить и поддержать собственную практику
  2. Когда нет возможности выехать в длительный ретрит
  3. Попробовать и подготовить себя к более длительным программам

Если вы не знакомы с практикой медитации, в Retunsky Yoga Studio проходят регулярные занятия, на которых вы можете познакомиться с практикой и учителями.
www.dayretreat.ru