Как и зачем практиковать ахимcу на коврике

Как и зачем практиковать ахимcу на коврике

 Немного о травмах. Травмобезопасность — один из важнейших аспектов практики йоги и тема отдельной статьи. Здесь я делюсь своим опытом: за все годы практики у меня была лишь одна серьезная травма колена по собственному недосмотру (переоценила свои возможности, «заигралась»). Мне пришлось надеть жесткий наколенник на несколько месяцев, было очень больно, я не могла ничего сделать и ничего показать группе. Полное восстановление затянулось на два года! И этот случай раз и навсегда научил меня уважать свое тело (Ахимса), не пытаться любой ценой захватить больше, чем мне доступно в данный момент (Апариграха) и быть довольной тем, чего я достигла сегодня (Сантоша). 

К слову, из-за этой травмы я не пропустила ни одной своей практики – секреты профессии! Йога не должна истощать, она должна наполнять каждую клеточку блаженством. Если после разминки и динамического разогрева я чувствую себя как пантера перед прыжком, то после Шавасаны – как пантера после удачной охоты. Йога призвана устранять стресс, а не множить его, должна быть в удовольствие, а не в тягость. 42437693_317452238987115_5839985418849746944_n.jpg

Выходить с каждой практики, как будто выиграли войну, — перебор. Практика йоги должна приносить удовлетворение, но не ощущение воткнутого копья в бездыханное тело поверженного врага. "Только лишь выполняя сложные асаны, вы никуда не придете. Йога – о том, как "ломать" свои привычки, а не тело." (Бхарат Тхакур). В практике йоги мы постепенно растягиваем свои пределы, но не разрываем их. И каждый наш сегодняшний предел – не конец пути, а ступень в следующую практику….

Мы трудимся на грани своих возможностей, но всегда оставаясь в пределах здравого смыла. Но как определить эти границы разумного? Нам всем известно словосочетание «зона комфорта». Это то пространство, в котором мы все освоили, все знаем и умеем, рисков никаких, и живем себе спокойно, не ожидая неприятностей. Это наш уютный кокон, в котором мы сами себя добровольно заперли: нам хорошо, мы всем довольны и … медленно и незаметно покрываемся мхом. Все было бы хорошо, но особенность (и скрытый подвох) этой зоны в том, что потенциал для развития в ней очень быстро исчерпывается, и взять его больше неоткуда. Жить спокойно можно, но двигаться вперед уже не получится.  42115504_269528580362017_3724448192863928320_n.jpg

Реальный прогресс начинается за зоной комфорта, а именно в зоне развития. Да, здесь есть определенные риски и трудности: может не получиться, надо прилагать усилия, напрягаться. Но при правильном подходе риски можно свести до минимума, а при правильном настрое усилия будут в удовольствие. И потенциал для развития в этой зоне в йоге огромен! Одной жизни не хватит, чтобы все постичь, так что есть смысл изо мха выбираться. Как говорится, «кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился». Но есть еще одна «серая» зона: зона неоправданных рисков. Потенциал для развития в этой зоне тоже есть, но при подходе «пан или пропал» риски настолько велики, что можно потерять все без возможности восстановления. А в йоге «наше все» — это здоровье. Здесь и проходит та самая граница разумного. 

Практика йоги – не поле боя, а пространство для самопознания, саморазвития, раскрытия и преображения. Надо работать, но без надрыва и насилия над собой. Таким путем идеала мы все равно не достигнем. Идеал нам так нравится, потому что его в природе не существует. Идеал подобен миражу: только приблизился к нему, а он снова отдалился, и так до бесконечности. Всегда можно придумать что-то лучше и привлекательнее, стоит только включить фантазию! И эта погоня неминуемо ведет к снижению самооценки, потере уверенности в себе, потере интереса к процессу и, что еще серьезнее, к травмам. Стремление к идеалу обрекает нас на вечное беспокойство, тревогу и неудовлетворенность. 

41654727_2178652675709119_3112955544105648128_n.jpg

Другая сторона стремления к идеалу – это подстегивание красивыми лозунгами о том, что возможно все, стоит только захотеть. Я навсегда запомнила слова моего замечательного преподавателя по анатомии о том, что мы можем растянуть мышцы и связки, но не можем растянуть кости. Другими словами, препятствием может оказаться индивидуальная анатомия, и если в погоне за лозунгом этим фактом пренебречь, то можно и с костями проститься. Так что трудимся серьезно, но голову не выключаем.

Йога – не только труд физический, но и постоянная внутренняя работа над собой, своей внутренней сущностью, отношением к себе, к миру. Я не ставлю себе отдельные задачи: «сегодня полтора часа я работаю с телом, а завтра – над сознанием». Эти процессы происходят параллельно. Расстилая коврик, мы можем специально каждый раз и не создавать для себя духовного намерения, но по мере углубления практики начинаем замечать, что и внутри нас происходят изменения: мы перестаем «копаться» в прошлом, излишне тревожиться о будущем, находить радость здесь и сейчас, учимся жить настоящим, испытывать удовлетворение от того, что имеем.

44.jpg

Мой труд не был изнурительным. Я не обливалась слезами и потом, отказываясь от всех радостей жизни ради красивой картинки. Мой труд был и остается очень серьезным, но в тоже время обдуманным и (осмелюсь на такое определение) умным. Именно благодаря этому сочетанию, благодаря smart yoga (умной йоге, как я ее могу назвать, – во всяком случае, стремлюсь к тому, чтобы моя йога была таковой) я стала тем, кто я есть сегодня. И по этому пути веду своих учеников.

Бог дает пищу каждой птице, но не бросает ее прямо в гнездо. У нас много возможностей – каждый день, каждую минуту. Но если просто сидеть и ждать, когда возможность упадет нам на голову, можно не дождаться. Нужно смотреть по сторонам, чтобы увидеть, потрудиться, чтобы достать, а дотянувшись, крепко держать, чтобы не упустить.

  • Упорство, но не безрассудство
  • Настойчивость, но не фанатизм
  • Труд, но не истязание
  • Уважение, но не потакание
Это мой Труд.