Закрытие родов

Моему сыну исполнился год. И вот спустя год после родов я могу честно сказать, что послеродовое восстановления – это история совсем не про то, как вернуться в добеременный вес и влезть в старые джинсы, вернуться на работу и в практику... Это история о том, как осознать и принять себя в новой роли, а приняв, найти баланс и научиться получать удовольствие.

На мой взгляд, послеродовое восстановление начинается с ритуала «закрытия родов». Почему? Не всем женщинам повезло прожить «оргазмические» или «космические» роды. Для многих этот опыт сопряжен с тяжелым воспоминаниями – боли, страха, негатива (например, по отношению к врачам), чувства вины (например, если не получилось родить естественным путем). Так вот чтобы освободиться от этого груза, ритуал «закрытия» просто прекрасен. И не только для этого. Спросите любую мамочку. Главным шоком с рождением первого ребенка становится то, что на себя не остается времени от слова совсем. Как бы хорошо ты ни была организована, сколько бы помощников вокруг ни было. Ты укачиваешь и кормишь. Кормишь и укачиваешь. Добавьте к этому боль в промежности, трещины на сосках и боль в груди, сомнения и переживания «всё ли я делаю правильно? А если всё правильно, почему же он/она плачет и не успокаивается?». В-общем, в первые месяцы после родов как никогда хочется на ручки самой. Хочется, чтобы тебя укачали, убаюкали, успокоили. И это как раз тема ритуала закрытия родов.

                 WhatsApp Image 2020-10-30 at 13.38.26.jpeg
 
А еще я верю, что прежде чем открывать новую главу своей жизни – в данном случае – материнство, сначала нужно закрыть предыдущую – беременность и родовой процесс.

О практике «закрытия родов» в разных традициях у меня случилась замечательная беседа с перинатальным и постнатальным йогатерапевтом Линой Шкодкиной. Хочу поделиться с вами.

Слове Лине.

«Ритуал закрытия родов можно найти в разных культурах и традициях. Техники будут отличаться, но по большому счёту смысл один: вернуть женщине целостность – собрать заново её тело, запустить механизм психологической и духовной реабилитации.

Славянская традиция: послеродовое пеленание

Формулировка «закрыть роды» встречается именно в славянской традиции. Считалось, что есть два мира бытия: мир яви, в котором мы живём и потусторонний мир «нави», в который женщина отправляется за своим ребенком. Этот путь опасен, и порой женщины не возвращаются. Так в старину объясняли смерть при родах. 

Врата в мир нави открывались, когда у женщины начинались схватки, а после рождения ребенка их надо было закрыть, чтоб мама и малыш были здоровы, чтобы полностью укоренились в мире яви. Закрывали врата повитухи – проводники женщины между мирами. С первого по сороковой день после родов они проводили различные восстановительные процедуры. Наиболее известная из них – послеродовое пеленание, при котором женщину парили в бане, поливали и отпаивали травяными сборами, правили длинными полотенцами, рушниками, простраивая всё тело. Эта техника похожа на современный остеопатический сеанс или мексиканский массаж ребозо, о котором мы будем говорить ниже. Женщину пеленали, словно куколку, чтобы она расцвела, распахнулась вновь и превратилась в бабочку. Пеленали, словно младенца, чтобы она родилась как мать.

Это очень красивая традиция, но я не могу сказать, что сегодня она самая популярная среди ритуалов закрытия родов. Дело в том, что на нее отводится порядка шести-восьми часов. А у современной женщины не всегда есть возможность посвятить такой процедуре целый день. Да и бани есть далеко не везде.

New Age версия занимает около полутора-двух часов. Послеродовые доулы владеют разнообразными техниками и миксуют их, ориентируясь на состояние и пожелания каждой конкретной женщины. Но основной принцип будет один: согреть женщину.

Тайская традиция: мягкий массаж живота

               WhatsApp Image 2020-10-30 at 13.39.16.jpeg                                                          
 
Во время родов женщина теряет много тепла. Чтобы репродуктивная система продолжала работать, необходимо тепло вернуть. Как говорят тайцы: «вернется тепло, вернётся и ребенок». К слову, в тайской традиции ю-фай восстановлением женщины занимаются даже в случае потерь, даже в случаях медицинских абортов. Ребенок приходил, он не остался в этом мире, но женщину нужно исцелить. Нужно согреть её, дать тепло и внимание, согреть женщине живот, поблагодарить его, поблагодарить ребенка, который приходил и по какой-то причине не смог жить, отпустить его, чтобы смог прийти новый ребенок. Это тоже считается ритуалом закрытия родов, пусть не в стандартном для нас понимании. Живот – очень тонкий орган связи с космическим, о котором мы должны заботиться. Это храм, который мы должны поблагодарить, убрать, оставить чистым и светлым, готовым принять новое чудо жизни в себя. В тайской традиции со вторую по пятую неделю после родов практикуют мягкий массаж живота для восстановления внутренних органов.

Аюрведическая традиция: массаж травяными мешочками

                                                      WhatsApp Image 2020-10-30 at 13.38.37.jpeg
 
Аюрведа рекомендует в течение первых сорока дней после родов делать теплый масляный массаж абхьянга и маме, и малышу, а также массаж травяными мешочками. Женщине на выбор предлагаются наборы трав. Следуя внутреннему чутью, она выбирает травы и вместе с доулой крутит мешочки. Потом эти мешочки варятся и выкладываются на живот мамочке. Мягкими движениями их выкатывают на самый центр. Глубокое расслабление в области живота рождает глубокое ментальное расслабление. Женщина полностью «улетает» в свой мир. Очищая свою память и восприятие от негативных импринтов, она возвращается в умиротворении.

Тибетская традиция хор-мэ: прогревание “ветрогасящими” специями

                             WhatsApp Image 2020-10-30 at 13.38.53.jpeg
 
С точки зрения тибетской медицины, во время родов у женщины активизируется нисходящий ветер – именно он выталкивает ребенка вниз. Он же запускает процессы, которые связаны с разбалансировкой ума. Поэтому важно эти точки ветра закрыть. Для «закрывающей» процедуры тибетцы используют специальные маленькие подушечки с ветрогасящими специями. Они вымачиваются в специальном масле и греются на лампе. Затем точки ветра, которые находятся на ладонях, на голове, на стопах, на кончиках пальцев рук, этими мешочками прогреваются . В завершении процедуры точки «замасливают» нутовой мукой. Эта практика может проводиться разово или повторяться до тех пор, пока ум не вернется в стабильное состояние, не нормализуется сон и не улучшится эмоциональный фон.

Мексиканская традиция: массаж ребозо

                                  WhatsApp Image 2020-10-30 at 13.39.05.jpeg
 
Ну, и как правило сегодня ни один ритуал закрытия родов не обходится без мексиканского ребозо-массажа. Ребозо – это традиционный мексиканский шарф. Им можно укрыться, в нем можно носить малыша как в слинге, использовать как дородовый и послеродовый бандаж, а можно делать массаж. Это весьма специфический способ работы с телом пациента и его сознанием через волновые и вибрационные движения.

После родов зачастую женщине не хочется глубокого тактильного взаимодействия. Массаж ребозо выполняется в одежде и без прямого физического контакта. Концы платка – словно продолжение рук терапевта. Мягко натягивая ткани, меняя их натяжение, доула порой может воздействовать лучше, чем массажист руками. Основная задача массажа ребозо – деликатная правка и выравнивание тела женщины, выстраивание осанки, работа с мышечным и ментальным напряжением».

               WhatsApp Image 2020-10-30 at 13.39.00.jpeg
 
Лина Шкодкина – реабилитолог, перинатальный и постнатальный йогатерапевт. Сертифицированный преподаватель йоги для беременных Международного Йога Альянса, преподаватель по методике Birthlight, специалист по направлению «Аюрведа для беременных и детей”. Автор методики «Подготовка к родам методом йоги». Опыт личной йога-практики 17 лет, мама двоих детей.

P.S: Ритуал советуют провести в первые сорок дней после рождения малыша. Но если вы чувствуете, что эта история для вас не закрыта, если остались тягостные и неприятные воспоминания или, наоборот, вы их блокируете и, кажется, что не можете ничего вспомнить про свои роды, то можно смело отправляться на церемонию даже десять лет спустя.

Я не встречала еще ни одну женщину, для который бы церемония осталась незначительным, проходным эпизодом. Для каждой она становится Событием – опытом глубокого телесного и психологического релиза, очищения и отпускания, опытом принятия – принятия своего нового тела, новой роли, новой жизни. Ведь только приняв и полюбив себя, мы можем начать путь восстановления.