Мои правила честной йоги

Мои правила честной йоги

В прошлый раз я писала о принципе ахимса — ненасилии в практике.

Второй принцип: сатья, что по-русски — правдивость.

В Сутрах сказано: утверждение в сатье (правдивости) обеспечивает успешность в делах. Чем не мотивация заняться честной йогой? Честно встать и сказать себе: я хочу и буду — это одно, а по факту все оказалось не так просто.

Размышления о правдивости я начала с вопроса: зачем? Зачем я занимаюсь йогой.

Ответов всегда будет больше, чем один.

Однако я уверена, что людей в йогу затягивают страдания. Это и боль в спине/голове/животе, и психологическая усталость (стресс, депрессия, неудовлетворенность жизнью или собственным телом), и страдания духовного плана.

Каждому йога дает свое. Или у каждого своя йога. Однако, помнить о том, зачем или заново формулировать ответ на этот вопрос, стоит если не каждый день, то уж точно в моменты, когда дело (тело) не идет.

Я перебрала очень много ответов: от поиска идеальной физической нагрузки до исследования новых психологических состояний. Но самый долгоиграющий ответ, сквозной линией пролегающий через всю мою практику, тот, что вновь и вновь тянул меня к ней — это покой. Йога дарит покой. Вне зависимости от того, что происходит в мире: есть маленький островок, где всякое движение прекращается и суета растворяется в неподвижности и мышечном расслаблении. Сознание при этом словно расширяется и как будто охватывает сначала все тело, а потом и пространство за его пределами. Иногда всего на несколько минут, а иногда и на все 2 часа практики и на целый день после нее. Но главное, на это время расслабляется мозг, отпуская бесконечный водоворот мыслей и образов.

Все события приходят и уходят, вместе с ними рано или поздно придется расстаться с молодостью и здоровьем. Садясь на коврик, каждый день я мысленно представляю себе, как что бы ни случилось, я сделаю то же самое через год, десять лет, двадцать и, если карты лягут, то и все пятьдесят. Каждый час практики — мой вклад в личный пенсионный фонд. Потому что все мы там будем, если повезет.

Второй этап сатьи оказался накрепко связан с пунктиком о ненасилии. До момента внедрения этих принципов на свой коврик я точно знала, с чего начнется и чем закончится моя практика: все обязательные позы и даже количество обязательных дыханий в них. Настал момент инвентаризации: вначале я убрала все позы, вызывающие сопротивление на любом уровне — будь то физический дискомфорт во время или после позы или какие-то психологические заминки перед ее выполнением. Далее каждый день, несмотря на существование плана занятий, я вновь пересматривала свое отношение к каждой позе. Так вот, стараясь быть честной с самой собой, помня о принципе ненасилия, а также о том, что йога — это путь к внутреннему покою, я сделала несколько открытий.

Итак, вот мои правила честной йоги:

• Первое правило — никаких правил. Я повторюсь, что никто не знает ваше тело лучше, чем оно само. Ни один нормальный преподаватель (если он, конечно, не человек-МРТ) не может со стопроцентной уверенностью сказать, что вам конкретно сегодня будет полезно. Зато ваше тело это знает. Поэтому честно слушаем все его капризы. Изобретая походу собственный авторский метод.

• Каждый раз садясь на коврик, начинайте занятие в согласии со своим телом. Бывают дни, когда не хочется. Совсем, никак. Я тогда ложусь в шавасану (если совсем плохо, то включаю нидру). Ни разу не было, чтобы выйдя из нее, мне не захотелось бы в этом состоянии сделать еще несколько поз, которые перетекали постепенно в полноценную практику. Но если не хочется — не нужно. Отсутствие практики — это тоже практика. Причем иногда очень важная. Например, если долгое время вы гоняли себя как сидорову козу по «ставосьми сурьмя намаскарам». Возможно, пришло время отдохнуть. Или внутри идут какие-то процессы физиологического характера. Или снаружи что-то никак не отпустит внимание. Шавасана — это наше все.

• Не гонитесь за кем бы то ни было и ни в коем случае не гонитесь за учителем. Все мы разные и все мы по-разному гнемся, и то, что доступно одним, может быть никогда не доступно другим. Интересно, что и раньше все ходили в цирк и любовались гимнастами, но ведь не приходили домой и не пытались вывернуть колени наизнанку или залезть на люстру и повиснуть вниз головой. Нынче это кажется таким доступным и простым… Но порой это все те же гимнасты с гипермобильностью суставов. Второй секрет в том, что йога — это вообще не про гибкость. И не про силу. Если человек сидит в лотосе, это еще не значит, что он счастлив. Йога — это то, что внутри.

• Признайтесь себе в том, что какая-то поза вам не дается и не бойтесь пробовать легкие варианты или отложить ее на время. Не дается — это значит, что вы в ней не можете остановиться телом и мыслями, отпустив все телесные ощущения на второй план. Иногда достаточно просто войти и выйти.

• Человек асимметричен. В чем-то более, в чем-то менее. Поэтому позы в разные стороны даются по-разному. И если, например, в правой стороне получается раствориться на несколько минут, то в левой может, например, что-то заныть в шее… Выходите. Иногда какая-то поза впускает в себя только после третьего захода. Иногда не впускает и после месяца. Экспериментируйте. Открывайте себя и йогу заново.

• Вы сегодня и вы завтра — это разные люди. Будьте к этому готовы. К новым нюансам, новым позам. То, что когда-то казалось сложным, вдруг становится интересным. То, что казалось понятным, оказывается не таким уж простым. Но все это второстепенно, потому что все мы движемся в одну сторону по линии времени, и то, что приумножается с каждым новым днем честной йоги без боли и насилия, станет вашим лучиком света даже в самом темном царстве.