Брахмачарья – из лабиринта смыслов

Брахмачарья – из лабиринта смыслов

Во многих трактовках говорится о его смысле, как о практике воздержания в сексе, еде, питье, общении. И первое, что пришло мне в голову: брахмачарья – это воздержание от того, чтобы не перенапрячь, не перегнуть, не поломать свое тело. Но ведь это же звучало и раньше. Я чувствовала, что есть что-то еще, более важное, но уловить это оказалось непросто.

«В Брахмачарье утвердившись, обретаешь силу», − говорится в сутрах. Отличный мотив, в меру размытый, но очень востребованный.

Для меня, как и для многих, воздержание связано с понятием воли. И это такая сложная и зыбкая тема, которая постоянно вносила в разум путаницу. Особенно в связи с предыдущим пунктом ахимса – ненасилие. Сила и насилие: где между ними грань? Такой риторический и неоднозначенный вопрос. Голоса в моей голове начинали разводить сложную и долгую демагогию про то, где заканчивается воля и начинается насилие. Я запуталась в лабиринте смыслов и опять потеряла точку входа в практику. То, что становилось до этого ясным, утратило четкость, то, что казалось очевидным – более не было таковым.

Множество проектов, успехи и неудачи, надежды и разочарования копятся в сознании и теле. Наше внимание пропитывает мысли о них чувствами и эмоциями. Люди, ситуации, образы оживают перед нами с помощью этого удивительного инструмента – человеческого внимания. Они приходят во снах, превращают реальность в сон наяву, захватывают воображение. Тут и страхи, и тревоги, и надежды, и предвкушение. Это человеческая жизнь. Она кружит голову своим разнообразием. Побуждает творить.

Мы погружаемся в поток за мечтой, идеей, смыслом. Как применить в этом принцип брахмачарья? Где гарантия того, что опьяняющее чувство собственного могущества, которое мы получим, преодолевая свои потребности, не станет в итоге ловушкой. Не заменит собой саму жизнь?

Что же это за йога, в которой активно применяется этот принцип? В чем ее смысл? Научиться контролировать тело? Тренировка силы воли? Обретение каких-то ресурсов через регулярное преодоление собственных потребностей? Но мы же уже помним: ахимса, сатья и астейя. Не насилуй себя, будь честен с собой и не отягощай себя тем, что тебе не принадлежит. Значит, говорить о брахмачарье как о чем-то связанном с силой воли и отречением – это противоречие предыдущим условиям. Или же их дублирование.

В известном тексте хатха-йога Прадипика говорится следующее: «Слово «брахмачарья» состоит из двух частей: Брахман − «чистое сознание», и чарья − «тот, кто действует». Таким образом, это слово означает «тот, кто живет в постоянном осознавании Брахмана», «тот, чье осознавание поглотилось чистым сознанием, чей ум выше двойственности мужского и женского».

Жизнь не стоит на месте. Она виртуозно заманивает нас в самые непредсказуемые повороты. Пробуждает всё новые формы сознания, иногда легко, иногда болезненно. И я не хочу лишать себя удовольствия прожить ее во всех доступных мне красках. Я продолжала стелить коврик, на периферии сознания полыхала битва смыслов, вспыхивали то тут, то там истины, неслись громогласные образы, сжимались и вздрагивали мышцы, периодически перехватывало дыхание. Воспоминания, идеи, мечты пробуждались в разных асанах.

В какой-то момент это стало привычным. Постоянный анализ, цель, план, результат − действие. И мои робкие попытки повернуть себя к тому, чтобы заниматься йогой: удерживать внимание на дыхании, теле, смысле... Но красиво согнуться мне уже не интересно, а спина не всегда болит достаточно для того, чтобы всерьез обеспокоиться самолечением.

Я сидела в Вирасане, слушала дыхание, мысленно направляла его на места в теле, которые требовали внимание, чтобы найти комфортную для себя позу. Я вдруг захотела рассмотреть свой лабиринт во всех красках, потому что потеряла надежду сбежать из него.

Это жизнь, как от нее сбежать?

Прямо на меня летели смыслы, желания, страхи, надежды, каждое из этих явлений несло яркий посыл: вставай и делай, живи, развивайся! Срочно! Не с первого раза, но я не встала. Я хотела понять, что такое йога. Что такое Брахмачарья. Я воздержалась от своих порывов. От поиска смысла. Я поверила, что практика мудрее меня, раз за разом я, рассматривая новый кластер эмоций и образов, говорила себе: «это тоже часть меня, но это не всё»; я переживала его и искала дальше. И когда основной поток начал иссякать, все эти мысли, чувства словно стали обесточенными: их яркость заметно поубавилась. Тогда я увидела то, что хотела.

Тишину, скрывавшуюся за ними, не связанную ни с чем, что казалось важным, радостную и расслабляющую. Она всегда там, внутри. Это чистое, безмолвное сознание. Ждет, когда мы устанем бродить по лабиринту смыслов, проживем сполна все жизненные сюрпризы и придем к нему в поисках покоя.

Брахмачарья не отрицает жизнь и не ограничивает ее. Этот принцип призывает помнить, что помимо всех тех переживаний, которые нам даны, есть нечто большее. И оно всегда где-то рядом.

Хорошей вам практики!