Почему Шавасана «не получается»

Почему Шавасана «не получается»

Шавасана настолько выделяется во всем многообразии асан, что может выпадать из нашей «картины тренировки» вплоть до полного исключения её из самостоятельной практики. При этом возможны ситуации:

а) в классе под инструкции преподавателя практикующий йог не улавливает сути происходящего в Шавасане.

б) в классе Шавасана удаётся, а самостоятельно — увы.

С инструкциями извне (случай А)

Отчего групповая Шавасана может казаться пустой тратой бесценного времени:

  1. Сопротивление. Мы не доверяем преподавателю настолько, чтобы позволить вести себя. Ум бунтует «Опять эта поэзия про внутреннее пространство..», ведь ещё минуту назад преподаватель сыпал анатомическими терминами и в астрал не собирался. «Как я почувствую рёбра, если нет движения? Еще целых 10 минут! Лучше было потихоньку уйти». Идёт противопоставление себя тому, что предлагает учитель. Этого противопоставления не было, пока шла работа в асанах и ум оставался чист благодаря удерживанию внимания на телесной работе, а мы позволяли ведущему направлять свои действия. Как только движение закончилось, удерживать ментальную тишину от интерпретации и критики стало в разы сложнее. Именно поэтому инструкции Шавасаны следуют почти непрерывным потоком: это способ перевода фокуса нашего внимания с внутреннего диалога на действия. Конечно, сложность в том, что теперь требуемые действия не так очевидны. Совет действительно очень прост: продолжайте идти за инструкциями, не упуская ни одного слова. Даже когда неясно, что именно нужно сделать, одно лишь направление внимания в часть тела, о которой идёт речь, даст эффект. Воспринимайте Шавасану как сверх долго удерживаемую позу, полную множества нюансов. Доверьтесь преподавателю и постарайтесь проследовать от самого первого слова до точки, когда он замолкает, оставляя вас в тишине.
  2. Рассеянное внимание. «Ну всё, наконец можно не слушать...». Ситуация, когда Шавасана означает возможность полноправно улететь мыслями из зала, (наконец) подумать о делах. Важнейшая причина — недотренированность, когда практика не довела ум до состояния спокойствия. В случае группового занятия это означает, как ни прискорбно, что практика прошла «мимо», шансов исправить положение уже нет. Для самостоятельного занятия не всё потеряно, об этом ниже. Вторая разновидность невнимания в Шавасане — засыпание. И если на начальных порах легко заснуть может стать победой (пусть и ценой игнорирования самой асаны), то для продолжающих йогов это подсказка, что Шавасана требует больших усилий.

Без инструкций (случай Б)

Самостоятельная практика даёт нам бесценные возможности: лечь в Шавасану вовремя, пробыть в ней нужное время и своевременно выйти.

Итак, пройдя по заранее заготовленной или спонтанно сгенерированной последовательности, завершаем занятие Шавасаной... и не получается: мысли кружатся, зрачки бегают, дыхание толчками. Причин несколько:

  1. Недоработки. Тренировка недостаточно «раскрутила» потоки в теле, тонус остался не выравненным, а Шавасана случилась слишком рано. Если чувствуете похожие эффекты, не ленитесь встать и продолжить заниматься, пока Шавасана не станет, что называется, неизбежной. Задача не в том, чтобы максимально изнурить себя и рухнуть отдыхать! Нужно в первые секунды Шавасаны предельно честно отследить в теле недоработки, признаться себе в них и в случае необходимости исправить. Но гораздо более эффективно, если этот шаг Шавасане предшествует, ведь именно он должен определять момент её «выхода на сцену».
  2. Спешка. Нам хочется мгновенного расслабления, не дожидаясь реструктуризации в теле. Любые волны утихают постепенно и для всякого переходного процесса требуется время, которое нужно предоставить телу в полном объеме. Если «недостаточно» быстрое уравновешивание приводит в раздражение, что делать? Ответ: применять Шавасану как упражнение для воспитания терпения.
  3. Инерция. Физически в Шавасане вы максимально инертны, а сознанием — максимально бдительны. Без волеизъявления ДЕЛАТЬ эту асану, сознание также скатывается в инертность (за чем нередко следует засыпание).

Поэтому, возвращаясь к началу: если не отделять Шавасану от тренировки и выполнять её с намерением, честно и, не побоимся этого слова, усердно, то понимание сути и эффект придут так же, как они приходят и углубляются в любой другой позе.

Два столпа Шавасаны — это Неподвижность и Наблюдательность. Интереснейшая пара для изучения! :)