Про йогу и сексуальность

Про йогу и сексуальность

Почему же так происходит?

В сегодняшнем мире из-за недостатка знания, но в первую очередь из-за неуважения и отсутствия должной любви и почтения к своему телу женская сексуальность становится предметом спекуляции. Мы, современные женщины, надевая слишком откровенные наряды и делая иногда слишком броский макияж выставляем себя напоказ, ставим на витрины магазина, надеясь подороже и повыгоднее продаться. Достаточно в июле зайти в метро в Москве или выйти на Невский проспект в Петербурге. Не говоря уже о барах и ночных клубах. Женское тело становится предметом торгов. Сделки бывают разными − от сиюминутного удовольствия от «никчемунепринуждающему» секса до выхода замуж по расчету. От веселого времяпрепровождения до долгосрочных инвестиций с получением пожизненных (если повезет) дивидендов в виде домов, шуб, машин, бриллиантов и прочих материальных благ. В любом случае, если это сделка по расчету, то женщина теряет. Теряет самое ценное, что у нее есть − ее целомудрие, чистоту, ее женскую энергию.

Задумавшись об этом, некоторые женщины надевают на себя длинные юбки и платки, удаляются в секретные крии и медитации, изучают Веды и заменяют секс едой или интенсивной практикой йоги. Все было бы неплохо, если бы не было в этом столько лицемерия. Впрочем, речь сейчас не о честности с собой, о которой я тоже пишу и говорю довольно много.

Почему же нас бросает в другую крайность? Многие традиционные религии в принципе отрицают телесную составляющую нашего существования. На протяжении первых десяти лет, занимаясь йогой и медитацией у разных мастеров, я не слышала практически ничего о чувственности и сексуальности. Брахмачарью − второй принцип ямы − часто истолковывают неверно как полное воздержание от любых сексуальных контактов. В то время, как это просто «воздержанность и умеренность во всех проявлениях». А иногда и ею также спекулируют, искусно скрывая под красивым словосочетанием «йогическая непривязанность» элементарную неготовность нести ответственность за свои действия.

Не нашла я ничего про свое тело и сексуальность в буддийских медитациях. Очень осторожно и скудно говорит об этом христианство, сходясь в основном на том, что тело грешно и все телесное − грех.

Это неудивительно. Все великие учителя − мужчины. Будда, Иисус Христос, Шива, Брахма, Кришна, Магомет… Все наиболее известные и влиятельные учителя йоги − мужчины. Начиная от Патанджали, Кришнамачарьи, Айенгара и Паттабхи Джойса и заканчивая нашими современниками.

Несколько лет назад я стала задумываться о том, можно ли совмещать йогу и чувственность. Могу ли я быть йогиней, оставаясь при этом женщиной? Вспомнила, что в индийском эпосе есть огромное количество женских божеств, что у нас, в христианстве есть Дева Мария, а Будда просветлел, после того, как «забил» на медитацию и пост и выпил молока из рук прекрасной женщины. Итак, образ женщины все-таки раскрывается в различных культурах и вероисповеданиях. Только вот предназначение наше женское совсем другое. Не такое, как у мужчин.

Об этом написано довольно много более или менее удачных книг. Однако и эта, новомодная ныне, концепция ведической женщины таит в себе много подводных камней. Расцветая пышным цветом и противопоставляя себя «разврату» и невежественности кали-юги, она приобретает привнесенные смыслы, которые, впрочем, иногда весьма далеки от реальности. Словосочетание «Веды говорят» превратилось в устоявшееся клише, и фразу, стоящую за ним, иногда можно интерпретировать очень по-разному. В некоторых религиозных течениях, например у вайшнавов, целомудрие женщины возводится в культ, всякие сексуальные связи вне и даже в браке запрещаются, кроме как с целью зачатия ребенка. На моих глазах после принятия такой идеи, которая неизбежно порождает в сознании целый вихрь противоречий и напряжений, распалась одна очень гармоничная пара.

Появились вопросы − пришел и ответ. Мироздание подарило мне встречу с невероятной женщиной Анжелой Фармер, которая до сих пор является очень близким для меня человеком и моим Учителем. Она рассказала мне удивительную историю своей жизни, и во многих моментах я узнавала себя. Она показала мне, как можно очень глубоко практиковать йогу, сохраняя при этом свою сакральную женственность. Она показала мне путь к синтезу духовности и чувственности, йоги и сексуальности. Напомнила мне о том самом срединном гармоничном пути между материальным и духовным. Научила меня слышать и слушать моего самого главного Гуру − ту, которая живет внутри меня и для которой такое разделение в принципе не существует. Познакомила меня с тем моим внутренним Мастером, для которого все едино.

Именно об этом я снова задумалась сегодня утром, прогуливаясь по теплому песку. О синтезе, о срединном пути, о балансе. О естественности, о легкости, о гармонии.

Именно это я практикую, об этом я говорю на своих уроках. Это я предлагаю попробовать на своих занятиях. Вернуть себе жар священной чувственности, вспомнить о том, что наше тело не менее важно, чем наша душа. Не пренебрегать одним во имя другого. Не впадать в крайности, одной из которой является глупость и пошлость, а другой − слишком большая книжная «умность». Я выбираю не глупость и не умность. Я выбираю мудрость. Мудрость женщины, которая хочет и может развиваться гармонично. Я выбираю умение ставить разумные границы и при этом быть полностью открытой тому, что происходит вокруг. Я выбираю уважение к себе и чувство собственного достоинства (не путать с гордыней и проявлениями эго) и выбираю при этом способность быть чуткой и внимательной к другим. Я выбираю проявляться целостно. Быть счастливой во всех аспектах своего бытия. Я выбираю мудрость женщины, которая полностью принимает и любит себя, а следовательно способна полностью принимать и любить других, такими, как они есть.