15 февраля. Бедра головы

15 февраля. Бедра головы

Итак, в свои 92 года Айенгар полон сил. «Мощный, красивый старик» – вот как можно сказать о нем, когда видишь его, идущего от одного ученика к другому во время терапевтического класса. В отличии от йога-терапевтических классов, на которых я ассистирую иногда в Москве, и, на которые приходят в основном люди с обратимыми или не слишком серьезными проблемами со здоровьем – сколиозами, межпозвоночными грыжами, артритами и артрозами, йога-терапия в RMIYI – это универсальный инструмент, или даже универсальная «сумка с инструментами», из которой Айенгар выбирает подходящий случаю. Кроме привычных кирпичей, валиков, ремней, одеял и лавок для Дви Пада Випарита Дандасаны в Институте используется несметное количество неведомых йога-терапевтических прибамбасов, о практическом значении которых можно только догадываться. Деревянные стулья в половину человеческого роста, косые деревяшки, по форме напоминающие лопатки, разнокалиберные подушки, всяческие столики и держалки – вот неполный список инструментария, увиденного мною в подсобке Института.

Несколько поз из терапевтической программы связанных с проблемами в области поясницы и заболеваниями коленных суставов

Терапевтические классы проводятся ежедневно. Ассистентов, как правило, много – из числа учителей Института и локальных волонтеров-учеников, а так же старших учителей из разных стран, проходящих в этот момент обучение. Сегодня в классе более двадцати пациентов. Особенно запоминается девочка лет 8 с очень сильно деформированным позвоночником – глядя на нее невольно вспоминается легенда о древнем индийском мудреце Аштавакре, чье тело при рождении было искривлено в 8 местах.


«Аштавакра» и Гуруджи

«Однажды при дворе императора Джанаки собралось множество ученых пандитов. В это время в зал для собраний вошел Аштавакра, Увидев Его, пандиты разразились хохотом. Увидев, что они смеются, Аштавакра начал смеяться еще громче. Тогда один из пандитов встал и сказал: «У нас есть причина для смеха. Мы смеемся над твоим скрюченным телом, искривленным в восьми местах. Но чему смеешься ты?» Аштавакра ответил: «О, пандиты! Вы смеетесь над моим искривленным телом. Я же смеюсь над вашим искривленным умом. Я думал, что попал в собрание великих ученых. Но я не вижу здесь ни одного настоящего ученого. Здесь собрались одни сапожники». Услышав это оскорбление, ученые рассердились. Они спросили Аштавакру: «Сапожники занимаются изготовлением сандалий и шлепанцев. А мы – ученые. Как же ты можешь сравнивать нас с сапожниками?» Аштавакра сказал: «Лишь сапожники смотрят только на качество кожи».


Что будем делать с остехондрозом?

Над современной «Аштавакрой» колдуют Айенгар, Аби и Райя. Они укладывают ее на всевозможные лавки, подкладывают под выпирающий справа горб планку, а пустое пространство слева заполняют ролом из одеяла и стараются выпрямить деформированные колени. Из-за врожденного строения тела ребра у Аштавакры находятся слишком близко к тазу, живот при дыхании ходит ходуном – ей нужно помочь вытянуть позвоночник, освободить живот и диафрагму. Ей нужно дать почувствовать себя в «более правильных пропорциях». Нужно видеть с каким вниманием и нежностью Гуруджи «врачует» девочку. Каждый раз поправляя ее в позе, он говорит ей на родном языке ласковые слова и улыбается.

За 2 часа занятия Айенгар совершает более 10 подходов к каждому из 20 учеников – среди них много пожилых людей после инсульта и инфаркта, мужчин и женщин, страдающих диабетом, серьезными заболеваниями внутренних органов.(В этом классе у Гуруджи есть даже несколько неизлечимо больных пациентов, которые знают, что очень скоро им придется уйти «в иные двери» – они здесь для того, чтобы с достоинством и спокойно пережить этот «переходный период»).


Стефани Квирк за работой (крайняя справа)

Среди всех старших учителей выделяется Стефани Квирк – главный ассистент. Российские практики знают Стефани по тем йога-терапевтическим семинарам, которые она провела в Москве за последние несколько лет. Вот уже много лет Стефани живет в Пуне и ежедневно работает в Институте – ей Айенгар доверяет наиболее проблемных учеников. Неудивительно, что Стефани всегда окружена толпами более молодых учителей, которые жадно ловят каждое ее движение и записывают каждое ее слово. Сейчас Стефани помогает женщине, имеющей серьезные проблемы с позвоночником. Пациентка силится втянуть грудной отдел в скручивании у стены. Голова дергается от напряжения, а мышцы бедер остаются вялыми. Подходит, придерживая полу дхоти, Айенгар, грозно сдвигает брови, шлепает женщину по бедру и кричит – «Бедра – это твоя голова! А голова – бедра!». Затем поворачивается к Стефани, глаза его при этом мечут молнии: «Что ты можешь? Ничего не знаешь!» И снова женщине: «Поменяй бедра на голову, а голову на бедра! Поняла теперь!?» Та, раскрыв от ужаса глаза: «Да, Гуруджи, да!» Опять поворачивается к Стефани: «А ты поняла?» Стефани, потупив взгляд: «Да, Гуруджи, поняла». Поворачивается к молодым учителям: «А вы поняли?» Молодые учителя испуганно кивают.

Гуруджи пристально осматривает собравшихся и удовлетворенно заключает: «Ничего вы не поняли!»

Заслуженный отдых после йога-терапии. У нас с Олей Ильинской на ужин «масала-доса» – блинчик с картошкой, специями и орешками кешью.