Сила прикосновения на занятиях йогой или «не правками едиными»

Сила прикосновения на занятиях йогой или «не правками едиными»

В преподавании йоги есть техники, мнения по которым могут расходиться. К ним относятся и так называемые контактные правки — через прикосновения (в отличие от бесконтактных — голосом).

71294544_555794271909076_6098403157553905356_n.jpg

Метод контактного ассистирования признан многими как эффективный инструмент преподавания йоги. Вот преимущества тактильных правок на занятии для учеников:

  • Физическое продолжение и непосредственное ощущение вербальных инструкций.
  • Чувство уверенности поддержки.
  • Возможность почувствовать и осознать правильную отстройку.
  • Привнесение осознанности в неосознанные части тела.
  • Расширение внутреннего пространства тела.
  • Активная вовлеченность и расслабление там, где это необходимо.
  • Стабилизация и углубление асаны.
  • Осознание своих пределов.
  • Развитие собственных внутренних ощущений для дальнейшей самостоятельной практики.
  • И, как общий результат, — обучение правильному выполнению асаны.

И все же нет единоличного авторитета, который разделил бы подобные методы и техники преподавания на «правильные» и «неправильные» или наделил бы их обязательством для всех.

75259549_242529556734904_3499589850845054492_n.jpg

Во-первых, значение прикосновения в йоге варьируется от стиля к стилю и может предполагать более и менее активное физическое участие преподавателя и даже полное отсутствие тактильного контакта.

Во-вторых, тактильное ассистирование — это инструмент в ряду других методик и техник преподавания йоги. Как определить, хорош метод (инструмент) или не очень? Логично, что по поставленной цели и ее реализации (результату). А любой инструмент принесет пользу, если находится в правильных руках и используется правильно.

[vrezka color=blue italic=1] Использование метода с умом может буквально сотворить чудо, а применение не по назначению, неумело, с пренебрежением правилами эксплуатации, как минимум, не даст ничего, а как максимум — приведет к травмам.[/vrezka]

79541155_177277876876230_3983399112513042317_n.jpg

Использовать или нет контактные правки и в каком объеме — выбор преподавателя. Выбор их не использовать по причине отсутствия знаний — это правильно. Но осознанно аргументировать свой отказ от контактных правок другими причинами можно, если только этим методом владеть. 

Для этого недостаточно только прочитать или посмотреть со стороны, нужно попробовать не раз, а в полной мере, в полном комплексе профессиональных компетенций (экспертные знания, умения и собственный опыт правильного применения).

[vrezka color=blue italic=1] Одних знаний анатомии может оказаться недостаточно для правильных контактных правок конкретных асан, нужно пройти специальное обучение. А такое обучение — профессиональное и с наглядной аргументацией, вполне может изменить поначалу предвзятое мнение относительно этого метода. [/vrezka]

Тактильные правки имеют и этическую сторону. Ученики могут воспринимать их по-разному вообще и в разные моменты в частности (если сегодня ученик согласен, то это не означает его согласия на всю оставшуюся жизнь). Следует каждый раз спрашивать разрешение даже у тех, кто до сих пор позволял, и уважать право ученика сказать «нет».

73250684_180351869787593_8082028890238144654_n.jpg

В случае отказа не стоит настаивать, с жаром убеждать и доказывать пользу и необходимость того, что предлагается. На этот случай (и не только на этот) есть другие способы — вербальные инструкции, личная демонстрация.

Во многих случаях профессионального владения голосом и речью будет достаточно. Ценность прикосновения признана, но любой метод хорош настолько, насколько хорошо он применяется.