Любить по-даосски, или как не выбрать наказателя?

Любить по-даосски, или как не выбрать наказателя?

Если разные идеи лезут в голову к тебе,
Запирай скорее двери и милицию зови.
Григорий Остер, Вредные советы – 2.

Как-то на женском семинаре, отвечая на вопрос участницы, я процитировала одного популярного эзотерика «Любовь – это кратковременное оглупление с целью навязывания кармического партнера, воспитателя или наказателя». Все посмеялись, но… согласились! В дальнейшем я неоднократно предлагала эту дефиницию своим клиентам и ученикам и — всегда с неизменным результатом — все дружно кивали головами. То есть женщины с приличным стажем семейной жизни и незамужние девушки, холостяки и отцы семейства, домохозяйки и депутаты, умницы и красавцы – все готовы были подписаться под этим далеко не бесспорным утверждением. И я задумалась: как же мы дошли до такой жизни, когда любовь (или то, что мы за нее принимаем) приносит нам как не воспитателя, так наказателя?

Не было такого никогда, и вдруг опять

Давайте проведем ревизию наших представлений о любви. В качестве примера возьму собственный опыт. Когда-то очень давно поехала я на первый в своей жизни семинар по даосским практикам. Все было понятно и шло гладко, пока инструктор не воззвал к культивированию любви в сердце. Все дружно задышали, замедитировали, и молодой человек с оптимизмом констатировал, что в сердце у нас пробудилась любовь. Сказать честно, я не чувствовала ничего, кроме усилившегося сердцебиения. При этом в голове навязчиво вертелся вопрос – а к кому любовь-то? Кого я должна любить? Маму, мужа или родину?

При всей анекдотичности этот случай просто-таки архетипически описывает и наивные ожидания всех участников, и социально обусловленные, крепкие, как железобетон, представления о любви. (Добавлю оптимизма – жизнь доказала, что железобетон крепок, но явно не вечен.)

То есть обычно, когда мы говорим о любви, по умолчанию подразумевается наличие: а) объекта страсти, не говоря уже о б) длинном списке добродетелей, кои этот бедолага обязан продемонстрировать: высокий, стройный, веселый, щедрый, сексуальный, с доходом не менее … (цифру впишите сами). Почти как в анекдоте:
— И запомни, Розочка, молодой, красивый, веселый, умный, щедрый, добрый – это шесть разных мужчин.

В особо запущенных случаях присутствует и в): какой-нибудь социально ощутимый результат типа свадьбы. И хотя я сейчас апеллирую к женщинам, это, скажем прямо, справедливо и для мужчин, у них своя широкая шкала высоких требований.

И каждый раз, когда мы влюбляемся, вернее, думаем, что влюбляемся, мы просто оживляем все социально навеянные программы, переданные нам в наследство любящими мамами и бабушками, накрепко вколоченные в голову школой и телевизором. Оживляем и реализуем, вынуждая своего избранника становиться нашим кармическим воспитателем, а то и наказателем.

Как тут не процитировать Игоря Губермана «Я возлагаю на вас надежды. Вам не тяжело?».

Не уверена, что все читающие в состоянии оценить злую иронию ситуации (ведь тут уже не до смеха): мы сами придумываем себе задачу, в данном случае – обрести партнера с заданными характеристиками, а потом начинаем героически париться, пытаясь ее выполнить, впадая в отчаяние и страдая, когда не получается реализовать собственные ожидания. Кто виноват? Ну, ясное дело – партнер! Кто же еще!

(Кстати, заметьте: эта последовательность работает и в других значимых жизненных сценариях).
— А за что же нам такое счастье? – спросите вы. Отвечаю:
— Исключительно для нашей же пользы – увидеть ограниченность своих представлений о мире, бесплодность попыток загнать его, то есть мир, в рамочку своих знаний и — сюрприз-сюрприз! — отказаться от них, принеся в жертву самое родное – отполированную сталь убеждений, откормленную свинью эгоизма и закостеневшие фантомы страхов, то есть наше родное и нежно любимое эго.

Формула любви

Возвращаемся к любви. Так что же это такое? Если говорить о даосской традиции, то любовь — это состояние. А не отношения. (Так что молодой неопытный коллега был, по большому счету, прав.) Еще раз повторю эту вовсе не очевидную мысль: любовь – это состояние, а не отношения. И оно, это состояние, создается так:

Во-первых, необходима энергия Сердца (с заглавной буквы, потому что речь идет не о физическом органе, а об энергетической, или физически-информационной, сущности) — чистая, обильная, свежая.

Во-вторых, нужна свободная, беспрепятственная и плавная циркуляция этой энергии. Что, в свою очередь, обеспечивается корректной структурой тела. Если коротко, не вдаваясь в технические подробности, — это раскрытая грудная клетка и правильно выстроенный позвоночник. А еще нам потребуются освобожденные от энергетических блоков и от отрицательной ци Сердца плотные и тонкие структуры. К первым относятся соединительная ткань, мышцы (особенно межреберные), кости (грудина и ребра), ко вторым — каналы, связанные с энергией Огня. Их всего 4, они проходят по рукам.

В принципе, это и есть то, что называют «открытым Сердцем». Дорогие друзья, если кому-то кажется, что я непозволительно упрощаю, попробуйте добиться первого и второго. И тогда вы почувствуете любовь. Даже если у вас и на горизонте нет мужчины или, на крайний случай, хотя бы кота. И это именно то, что называется безусловной любовью. И это и есть наша природа, наша суть, та ниточка, что соединяет нас с Творцом.

И это хорошая, это отличная новость, потому что это означает, что мы все, все без исключения достойны любви, можем ее обрести, ею наполнится, ее излучать, освещая мир вокруг себя.

Лирическое отступление 1

«А что же я чувствовал раньше?», – почесывая себе затылок, спрашивает слегка обалдевший читатель. Автор, конечно, не ручается, но предлагает подумать и дифференцировать любовь и :
— страсть, сексуальное влечение, жажду власти, обладания
— чувство защищенности, привычку и готовность подчиняться в обмен на … (сами вставьте нужное)
— навязчивое желание стать женой, матерью, президентом и тому подобное и оправдать надежды мамы, тети, соседки и прочих

Лирическое отступление 2

Чувствую себя еретиком – только душевно черствый человек способен так легко, играючи, с особым цинизмом разрушать веру в святое таинство любви и выбора наказа.. тьфу ты! суженого. 

Переходим к процедурам

Как проживается открытое Сердце? Это сладостные ощущения, которые разлиты по грудной клетке. Это желание обнять весь мир (каналы Сердца и Перикарда проходят по рукам, помните?). Вы легко смеетесь, вы смешливы, но не насмешливы. Это вообще довольно «тихое» состояние – ничего общего с вулканическими извержениями страстей. Жить в этом состоянии очень приятно и ресурсно – оно безлично, но не безразлично, полностью отсутствует сравнение, оценка, суждение, вы индивидуальны, но не отдельны. И, конечно, вы становитесь привлекательны. Причем это привлекательность совершенно особого рода – вы чувствуете теплую волну уважительного внимания и доброжелательного интереса, признание того, что вы важны, что вы есть. Вот как раз тогда и появляется партнер. Партнер, а не воспитатель-наказатель.

Все перечисленное – не фигуры речи, это буквальное, хотя и неполное, перечисление признаков открытого и сбалансированного Сердца. Это не интеллектуальное знание или понимание, это ощущение, раскрывающееся и растущее изнутри. Относительно способов достижения. Очевидно, что в разных школах открытие Сердца и выстраивание структуры как физического, так и энергетического тела понимается и реализуется в соответствии с традициями. Поэтому желаю всем мудрых и терпеливых наставников и, как всегда, заканчиваю оптимистическим «Практикуйте!»

Подарок под елочку

Хочу подарить своим читателям прекрасный способ открытия Сердца, медитацию Тонг Лен (тибетский буддизм). Тонг Лен означает Даяние – Приятие. Идея такова: если мы хотим что-либо получить, мы должны предварительно что-нибудь дать. В Тонг Лен мы дарим свое сострадание человеку, который страдает – физически или эмоционально. Это наше намерение.

При этом сострадание понимается как разумное сожаление (не путать с жалостью!). То есть мы ясно осознаем, что человек, для которого мы будем делать Тонг Лен, кармически «заработал» свою ситуацию, и мы сожалеем об этом.

Положение тела: сидя на стуле, можно на полу в сиддхасане или падмасане, легкий подбородочный замок, макушка «подвешена к небу», тело в целом расслаблено, но не провисает безвольным мешочком, макушка вытягивает тело вверх. Язык на верхнем нёбе.

Ладони: лежат на бёдрах под животом, смотрят вверх, левая внизу, в нее вложена правая, подушечки больших пальцев соединены.
Глаза закрыты или прикрыты. Внимание у основания носа, оно сосредоточено на потоке воздуха, который втекает в тело и вытекает из него. Входит в тело сухой и относительно прохладный воздух, покидает тело влажный и теплый. Наше внимание подобно часовому у ворот – он видит входящих и выходящих, но свой пост не покидает. На этом этапе нам необходимо добиться внутренней тишины, полного безмыслия.

Когда хотя бы десять циклов дыхания прошли в такой тишине, представляем человека, для которого делаем Тонг Лен, сидящим на стуле перед собой на расстоянии двух-трех метров. Внутренним зрением видим этого человека очень четко и во всех подробностях. Направляем свое внимание в то место, которое причиняет ему страдания. Страдания и причины страданий видны как серый, грязноватый туман. Своим вдохом, как пылесосом, втягиваем этот туман и выдыхаем его в сердце этого же человека. Внимание! Не в свое! В его сердце! Дыхание спокойное, ровное, здесь работает ваше намерение, а не объем легких. Делаем 12-15 таких дыхательных циклов (цикл=вдох выдох). Затем смещаем свое внимание в сердце этого человека и силой своего намерения и с помощью дыхания скатываем собранный там грязно-серый туман в шарик размером с маслину. В таком спрессованном, сконцентрированном виде туман становится черной, липкой массой. Итак, у человека в сердце появилась эта черная маслина страданий. Опять силой своего намерения (не нужно напрягаться и стараться – вам достаточно просто этого желать) и дыхания вы ведете эту маслину вверх – из сердца в голову этого человека, а из головы через нос, как по детской горке, эта маслина выкатывается из его тела и зависает в пространстве между вами.

Теперь обращаем внимание внутрь своего сердца. Заглядываем внутрь и видим темное пламя своего эго – своих страхов, желаний, идей, злости, зависти и т.п. Опять переносим внимание на маслину и вдохом притягиваем ее к себе, вдыхаем и ведем вверх в голову, а оттуда опускаем вниз к сердцу. Маслина зависает над вашим сердцем. И вновь напоминаю – дыхание спокойное, ровное, без задержек, не стараемся, намерение важнее, чем сила вдоха-выдоха. Итак, осознаем маслину, зависшую над вашим сердцем, и пламя эго, горящее (а у кого-нибудь, может, и бушующее) внутри сердца. А вот теперь делаем глубокий вдох, втягивая маслину в это самое пламя. Бах! Соединившись, они взрываются, взаимно уничтожая друг друга. У вас в сердце остается только золотистая, нежная дымка. Физически в этот момент в сердце присутствуют чрезвычайно приятные ощущения. (Я намеренно избегаю подробных чувственных описаний, чтобы не вмешиваться в ваш опыт. Просто напоминаю – это реальные физические ощущения, никаких игр разума.) Эта дымка сразу начинает расти и заполняет все тело, а потом просачивается наружу и заполняет помещение, в котором вы находитесь, улицу, город, страну, континент, весь земной шар. Позвольте этому случиться, спокойно наблюдая за происходящим, и по-прежнему физически наслаждаясь процессом. В конце медитации соедините руки в намасте и посвятите свою практику благу всех живых существ в этом и других мирах.

Намасте!