Интервью с преподавателем: с чего начинается практика

Интервью с преподавателем: с чего начинается практика

Авторизованный преподаватель аштанга-йоги в традиции Шри К. Паттабхи Джойса — Макс Лапшин рассказывает о теле как самой доступной ветке, и боли как нормальной части жизни, а также о практике за пределами коврика.

Про деда в набедренной повязке и нашем главном учителе

Макс, в сети написано, что ты успешный практик йоги. Вопрос — успешный практик йоги это какой?

Это не я писал! Но думаю, что успешная практика — это когда ты делаешь её постоянно, каждый день. Корректно, соблюдая метод и традицию. Это единственный критерий успешности в йоге. Про меня вроде сказано, что я успешно практикую третью серию. Я просил «у» изменить на «не» — я неспешно практикую третью серию.

С чего все началось, помнишь?

Йога стала меня интересовать с детства, тогда появлялись ларьки со всяким восточным барахлом, я мог там долго задерживаться. Но все это падало в долгий ящик и не реализовывалось. А когда мне перевалило за двадцать, я задумался что делать и понял: «Окей, мне необходимо заняться йогой».

[banner]

Друг дал мне книжку советскую, там было написано что-то вроде «Йога и психотренинги», схематично был изображен человек и написано «сегодня мы будем делать Ваджрасану, сядьте на колени и дышите глубоко», — я садился и делал. По книге и сам, к кому идти было непонятно. Практиковал пару раз в неделю, понимал, что в этом что-то есть, но меня не покидало чувство, что чего-то не хватает.

_MG_6290.JPG

Я стал искать информацию, и все время попадалось что-то из аштанги, слово было на слуху, но я об этом ничего не знал. Посмотрел какое-то видео, а там люди невероятные вещи делают. Подумал «вау», и решил попробовать.

Потом наткнулся на видео с Паттабхи Джойсом и стал по нему заниматься. Я смотрел на этого деда в набедренной повязке, понимал, что я его не знаю, но я ему верю. Меня это вдохновляло, я стал читать про виньясы, бандхи, и это переросло в практику.

Когда ты попал к учителю?

Прошло больше года, я поехал на семинар Марка Дарби, там впервые увидел других практиков, преподавателей — это было невероятно. Они скорректировали меня, но до многих вещей я дошел самостоятельно. Мне понравилось, что все коррелирует с фразой Димы Барышникова: «Практика — главный учитель». Только учитель сократит тебе дорогу в несколько раз.

Когда люди не практикуют йогу из-за отсутствия учителя — это отговорка?

Почему? У них действительно может не быть его, и это препятствие. Хотя если есть желание, — найдется средство. Отсутствие преподавателя и шалы — отягчающее обстоятельство, но даже в таком случае все возможно.

О самом интересном путешествии

Какая из восьми частей аштанги тяжелее всего тебе дается?

Ну асаны это непросто, как минимум. Но это не части, это как дерево: ты просто цепляешься за первую доступную ветвь — асану, и пытаешься ползти выше. Нельзя прочитать «ахимса», и с завтрашнего дня всё — никакого насилия. Это невозможно.

И так со всем — с ямой, ниямой, ты постепенно пытаешься с практикой асан интегрировать в жизнь другие ветви.

_MG_6319.JPG

На это уходит очень много времени: не год, не два и не пять. В какой-то момент что-то делать проще, в какой-то — нет. И у тебя все время разное понимание аспектов тех же ям и ниям: сначала ты думаешь, что достаточно подмышки помыть, а со временем — что хорошо бы и не думать о плохом, и всю подряд информацию в себя не засовывать. Все приходит постепенно.

Можешь описать свою йогу за пределами коврика?

Ты стараешься жить, опираясь на эти принципы: как ты взаимодействуешь с миром, с людьми вокруг тебя, с собой и предметами вокруг.

Распространено мнение, что аштанга травмирует людей. Когда ты слышишь критику аштанги, ты стараешься переубедить людей?

Обычно, так говорят те, кто не занимается или позанимался, что-то заболело, и он сразу винит в этом метод. Есть фраза: «Там, где начинается боль, заканчивается йога», — с такими людьми мне не о чем говорить. Люди думают, что йога им что-то должна или знают, какая она должна быть, но нет. И боль — нормальная часть жизни, глупо ее избегать.

В практике должна быть цель, чтобы в моменты сомнений вспоминать о ней и вставать на коврик?

Я не задумываюсь о цели, мне просто нравится это путешествие. Идём спокойно, доверяем методу и всё.

_MG_6502.JPG

А выбор приходилось делать? Менялся твой круг с образом жизни? 

Да, родители не понимали меня: уезжаешь на полгода в Индию — куда, зачем. А потом видят, что я счастлив, занимаюсь чем-то здоровым, другим это нравится, тогда они приняли это и успокоились.

Друзья какие-то ушли, зато новые появились. Я долго не решался уйти с работы, курить долго бросал. Кого-то легко отпустил, кого-то нет. Я не могу сказать, что мы получаем больше, чем теряем, или лучше. Мы просто получаем другое.

На каких-то этапах будет нелегко, но никто никогда не говорил, что на йоге будет легко. Йога — это непросто, но зато жутко интересно.

Читайте также