Нырнуть в йогу с головой

Нырнуть в йогу с головой

Если вы хотите приблизиться к пониманию йоги, добавьте к своей практике на коврике еще один ритуал – чтение классических текстов древности. Прежде всего это «Йога-сутры» Патанджали и «Бхагават-Гита».

Однажды директор Московского аштанга йога центра Михаил Константинов поинтересовался у присутствующих на его семинаре, читал ли кто-нибудь из них «Йога-сутры».

- Читала целых три раза, – с плохо скрываемой гордостью сказала я. - Ты читала «Йога-сутры» не целых, а жалких три раза, – ответил Михаил Константинов.

Первоисточники – чтение не для галочки. Это должно быть частью жизни, такой же регулярной практикой, как и асаны. Зачем это нужно? Что это дает?

Во-первых, это дает понимание того, что йога – не физическая дисциплина, а система глубокой работы над собой. Когда ты раз за разом читаешь «Йога-сутры» и «Бхагават-Гиту», то начинаешь осознавать мощь йоги, то, что асаны в ней – лишь вершина айсберга. Через текст ты постепенно погружаешься в те аспекты йоги, которые не видны на поверхности. И чтобы по-настоящему учиться йоге, нужно регулярно проводить часть своего времени «под водой», там, где основная часть айсберга, – в каком-то смысле нужно быть человеком-амфибией.

«В «Йога Васиштхе» сказано: йогин живет во внутренней тишине, без гордости и тщеславия, без зависти, контролируя свои чувства и эмоции. Чтение текстов – это медитация. Они помогают мне найти ответы на вопросы. Подсказать, что двигаюсь в верном направлении», – делится своим опытом преподаватель Аштанга-виньяса йоги Эвелина Пронина.

Учиться йоге можно по-разному. Можно учиться, плывя по течению, можно учиться, плывя против течения, а можно любить плавать. И самое важное, что дает регулярное чтение «Йога-сутр» и (или) «Бхагават-Гиты» – ты понимаешь, насколько важно просто любить плавать. Понимаешь, что йога – это не результат, а процесс. И тогда твоя практика меняется. Ты перестаешь догонять. Ты расправляешь парус (грудную клетку), плывешь не спеша, наслаждаясь движением в ритме вдох-выдох, и слушаешь песню ветра (своего дыхания).

Говоря языком «Йога-сутр», тексты учат абхьясе и вайрагье: заниматься йогой с полной самоотдачей, но не привязываясь к плодам.

Чтение первоисточников – это еще и элемент свадхьяи (одной из ниям). Согласно Патанджали, свадхьяя – это и самоизучение, и изучение писаний. По сути, одно без другого вряд ли возможно. Хотите лучше познать себя – читайте. «Читайте только те книги, которые написаны людьми прозревшими», – советовал Вивекананда. Эту мысль хорошо объяснил Борис Мартынов в своей книге «Нравственность йоги»: «Энергетические излучения мудрости действуют на самом тонком уровне. Они могут изменить и зарядить ваш ум и энергетическое поле, что усилит вашу жизнестойкость. Осознаёт ли человек эти изменения или нет, тем не менее, они будут происходить». Чтение текстов – это погружение в древнюю мудрость. «Это медитативное размышление над истинами, открытыми видящими и мудрецами, которые оказались там, куда не может дойти ум, и лишь сердце воспринимает и изменяется», – отмечает Георг Ферштейн в «Энциклопедии йоги». Чтение первоисточников – это еще и сосредоточение на выбранном пути. «Выберите одну идею, сделайте ее делом вашей жизни, думайте над ней, мечтайте о ней, чтоб она стала неотъемлемой составной частью вашего тела!», – пишет Вивекананда в книге «Раджа-йога».

Кроме того, чтение первоисточников помогает поддерживать тапас – внутренний жар, который заставляет тебя вставать на коврик и начинать практику, а не поспать подольше или, скажем, сходить в кафе. А еще древние тексты учат, что мир – не вертикальный, а горизонтальный. Что Бог не где-то на небе. Он в тебе. Всё – в тебе. Понять это – значит, достигнуть абсолютной внутренней свободы.

Читать классические тексты о йоге можно совсем по чуть-чуть, главное – регулярность. «Йога-сутры» лучше изучать с комментариями (например, Свами Сатьянанды Сарасвати).

Читайте с открытым сердцем.

Фото: Instagram.com/lonelark